Кобринский районный исполнительный комитет

Кобринский районный исполнительный комитет
burger
Главная // Социальная сфера // Cоциальная защита, занятость и труд // Управление по труду, занятости и социальной защите

Отдел пенсий и пособий

02/01/2023 08:00

ПОЛУЧАТЕЛИ  ПЕНСИЙ  И  ПОСОБИЙ

На 1 июля  2023 г. на учете в управлении по труду, занятости и социальной защите Кобринского райисполкома состоят получатели: 

пенсий - 22077, в том числе - трудовых пенсий – 21234; 

пособия по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет - 293; 

пособия по уходу за ребенком  до 3 лет – 561; 

пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей – 173; 

пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет – 319; 

пособия  по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим  80-летнего возраста – 234.

Отложенный выход на пенсию

«О Соглашении в рамках Евразийского экономического союза»

1 января 2021 г. вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года.

Круг лиц, на которых распространяется Договор

Соглашение распространяется на граждан государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (Республики Беларусь, Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации), проживающих  и имеющих стаж на территориях указанных государств, приобретенный  после  вступления в силу Соглашения, т.е. после 1 января 2021 г.

Каждое государство-член ЕАЭС будет назначать пенсию и исчислять её размер за стаж работы на его территории  после вступления в силу Соглашения, т.е. после 1 января 2021 г. При этом для назначения пенсии (за исключением трудовых (страховых) пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, накопительной пенсии) стаж на территории государства-участника Соглашения должен составлять не менее 12 полных месяцев (пункты 1 и 5 статьи 7 и статья 12 Соглашения).

За стаж работы до вступления в силу Соглашения (до 1 января 2021 г.) пенсия будет назначаться и выплачиваться в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС с учетом Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации – с учетом Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от  24 января 2006 года (статья 12 Соглашения).

Если стажа на территории Республики Беларусь будет недостаточно для определения права на пенсию, то может быть учтен также стаж, приобретенный на территориях других  государств-членов ЕАЭС в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени. Подтверждение такого стажа производится компетентными органами этих государств (пункт 2 статьи 7 Соглашения).

Специальный стаж, приобретенный по законодательству государств-членов ЕАЭС после 1 января 2021 г., не суммируется (пункт 4 статьи 7 Соглашения).

Соглашением не предусматривается норма об обеспечении гарантии в виде минимального размера пенсии.

В соответствии с пунктом 4 Соглашения экспорту (выплате в другие государства-члены ЕАЭС)  не подлежат следующие выплаты:

1) в Республике Беларусь – часть пенсии, исчисленная исходя
из учтенных в соответствии с законодательством периодов иной
деятельности и (или) иных периодов без уплаты пенсионных взносов,
а также надбавки, выплаты (доплаты) и повышения, устанавливаемые
к пенсии;

2) в Республике Армения – основная пенсия как часть трудовой пенсии и надбавки к пенсиям;

3) в Кыргызской Республике – базовая часть пенсии и выплаты
за счет средств бюджета Кыргызской Республики;

4) в Российской Федерации – фиксированная выплата к страховой пенсии, повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты
к страховой пенсии и доплата к страховой пенсии, валоризация пенсионных прав в денежном выражении.

Обращение за назначением пенсии по Соглашению может осуществляться по выбору гражданина:

в компетентный орган государства проживания и (или) в компетентный орган государства, на территории которого приобретен стаж.

Выплата пенсии, назначенной по Соглашению,  может осуществляться  по выбору гражданина:

на территории государства проживания или на территории государства, назначившего пенсию.

Перевод пенсии за предшествующий квартал компетентным органом государства-члена ЕАЭС, назначившим пенсию, на территорию  государства проживания пенсионера  будет осуществляться до 15 числа первого месяца каждого квартала в денежной валюте государства проживания. Доставка пенсии пенсионеру будет осуществляться после указанной даты компетентным органом государства, на территорию которого осуществлен перевод пенсии.

В Республике Беларусь пенсия  будет  доставляться путем перечисления на счет пенсионера, открытый в банке.

Пример:

В 2021 г. женщина приобретает право на пенсию по возрасту  на общих основаниях (гражданка Республики Беларусь с  постоянной регистрацией в Республике Беларусь). У нее есть стаж работы в Казахстане с 01.01.1992 по 2009 г.         В данном случае при назначении пенсии нормы Соглашения о пенсионном обеспечении ЕАЭС не распространяются,  поскольку у женщины нет стажа работы в Казахстане с 01.01.2021 (12 месяцев и более). Пенсия назначается по Соглашению о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и стаж засчитываем до 01.01.1998  (с учетом сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд Казахстана).



О пенсиях за особые заслуги перед Республикой Беларусь

Порядок назначения пенсий за особые заслуги перед Республикой Беларусь (далее – пенсии за особые заслуги)  регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 1993 г. № 185 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 октября  2011 г. № 1367).

Пенсии за особые заслуги устанавливаются Комиссией по установлению пенсий за особые заслуги при Совете Министров Республики Беларусь (далее – Комиссия).


Право на пенсию за особые заслуги

Право на пенсию за особые заслуги имеют граждане, проживающие на территории Республики Беларусь, получающие пенсию по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» или пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».

У граждан, получающих пенсию по возрасту или за выслугу лет, такое право возникает по достижении общеустановленного пенсионного возраста, а получающих пенсию по инвалидности – независимо от возраста.


Круг лиц, имеющих право на пенсию за особые заслуги


Пенсия за особые заслуги устанавливается:

- Героям Беларуси;

- Героям Советского Союза;

- Героям Социалистического Труда;

- гражданам, награжденным орденами Отечества трех степеней;

- гражданам, награжденным орденами Славы трех степеней;

- гражданам, награжденным орденами Трудовой Славы  трех степеней;

- гражданам, награжденным орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней;

- гражданам, награжденным орденами Республики Беларусь «За службу Родине» трех степеней;

- гражданам, награждённым тремя и более орденами Республики Беларусь и (или) СССР;

- гражданам, удостоенным почетных званий Республики Беларусь, БССР или СССР (народный, заслуженный);

- лауреатам Государственной премии Республики Беларусь, БССР, Ленинской и Государственной премий СССР;

- гражданам, занимающим высшие государственные должности Республики Беларусь, членам Правительства Республики Беларусь, председателям облисполкомов и Минского горисполкома – после прекращения ими работы в указанных должностях;

- победителям и призерам Олимпийских, Паралимпийских и Дефлимпийских игр, чемпионкам мира и Европы;

- командирам, комиссарам, начальникам штабов партизанских бригад и отрядов;

- женщинам, родившим и воспитавшим  девять и более детей и награжденным одной из следующих государственных наград СССР или Республики Беларусь: орденом Матери, медалью «Медаль материнства», орденом «Материнская слава», орденом «Мать-героиня».

Пенсия за особые заслуги не устанавливается гражданам, имеющим судимость.


Документы, необходимые для установления пенсии за особые заслуги


- заявление гражданина на имя руководителя ходатайствующего органа (организации);

- личный листок по учету кадров, заверенный ходатайствующим органом (организацией);

- автобиография;

- характеристика, подписанная руководителем или уполномоченным должностным лицом ходатайствующего органа (организации);

- копии документов, подтверждающие особые заслуги гражданина, заверенные ходатайствующим органом (организацией);

- справка о размере получаемой пенсии по возрасту, по инвалидности или за выслугу лет;

- две фотографии размером 30х40 миллиметров.


Размер  пенсии за особые заслуги


Пенсия за особые заслуги устанавливается в размере пенсии по возрасту, по инвалидности или за выслугу лет, назначенной пенсионеру в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» или законодательством о государственной службе в Республике Беларусь, и повышения за особые заслуги.

Размер повышения за особые заслуги определяется Комиссией в каждом конкретном случае с учетом заслуг гражданина, которому устанавливается пенсия за особые заслуги, и не может превышать 250 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Справочно: минимальный размер пенсии по возрасту составляет 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь за два последних квартала и с 1 мая  2020 г. по 31 июля 2020 г. составляет 246,78  рублей.

Пересмотр размера пенсии за особые заслуги

Размер пенсии за особые заслуги может быть пересмотрен Комиссией в части увеличения размера повышения за особые заслуги при появлении новых (дополнительных) вышеперечисленных сведений об особых заслугах гражданина, а также при награждении гражданина орденом или медалью Республики Беларусь (за исключением юбилейной).

По вопросам, касающимся установления (пересмотра размера) пенсии за особые заслуги,  необходимо обращаться в органы по труду, занятости и социальной защите по месту получения пенсии.

Справочно: В Брестской области получателями пенсий за особые заслуги являются 527 чел., в Кобринском районе – 32 чел.





СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОТДЕЛЬНЫХ


КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

18 мая 2020 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ              № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан» (далее– Указ № 171). Указом № 171 вводятся с 1 января 2021 г. дополнительные пенсионные гарантии.

Для многодетных матерей

Увеличивается период ухода за малолетними детьми, который может быть зачтен в общий стаж для целей пенсионного обеспечения, с 9 до 12 лет.

Например, у мамы четверо детей, которые рождены с перерывами 3 года и больше. По действующим правилам ей в общий стаж для пенсии можно включить время ухода за детьми в общей сложности не более 9 лет. Это суммарное время ухода только за тремя детьми. Начиная с 2021 года, этой маме в стаж будут включаться еще 3 года, когда она не работала и ухаживала за четвертым малышом.

Если фактические перерывы по уходу за детьми были менее трех лет, то 12-летний период охватит также время ухода за пятым и последующими детьми. То есть все зависит от близости дат, скорости рождения детей и конкретных периодов работы.

Норма Указа № 171 будет применяться не только при первичных назначениях пенсий женщинам, родившим четверых и более детей, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2021 года.

Такие пенсии будут перерасчитываться с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом пенсии. При этом необходимо заполнить заявление и предоставить документы, подтверждающие рождение четверых и более детей и воспитание  их до 3-летнего возраста (если таких документов нет в материалах пенсионного дела) в органы по труду, занятости и социальной защите.

Для тех, кто родил четверых детей и воспитал их до 8-летнего возраста, Указом № 171 предусмотрена еще одна гарантия. Страховой стаж для назначения им пенсии по возрасту снижается до 10 лет. То есть,  начиная с 2021 года, таким мамам будет назначаться пенсия уже не при 18 годах работы с уплатой взносов (в 2025 году это 20 лет), а при 10 годах. Требование к общему стажу остается прежним: 20 лет.

Нововведение в предоставлении права на пенсию по случаю потери кормильца:

лицам, которым по месту работы предоставлен отпуск по уходу заребенком до достижения им возраста 3 лет (при условии, что они не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности);

лицам, которые являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности, но приостановили соответствующую деятельность на период осуществления ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

Например,

работающей женщине, у которой умер муж и она в это время фактически не выполняет работу, поскольку находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, Указ № 171 предоставляет право на пенсию по случаю потери кормильца;

обратилась индивидуальный предприниматель. У нее умер муж. Сама она ухаживает за ребенком в возрасте до 3 лет и поэтому приостановила свою предпринимательскую деятельность. До вступления в силу Указа № 171 пенсия по случаю потери кормильца ей не могла быть назначена, ребенку же пенсия выплачивалась. С 1 января 2021 г. такую пенсию можно назначить и ей.

В настоящее время по действующему законодательству неработающие женщины в подобной ситуации таким правом пользуются. Поэтому для обеспечения равных социальных гарантий независимо от правового статуса женщины, ухаживающей за ребенком, предусмотрена такая мера.

Для родителей детей с инвалидностью

Инвалидам тоже предлагают ряд гарантий по пенсионному обеспечению. Если у человека серьезные проблемы со здоровьем (как в детстве, так и в зрелом возрасте), то полноценно трудиться ему сложно.

Зачастую, чтобы оказывать помощь своему больному ребенку, а впоследствии уже взрослому инвалиду с детства, родители вынуждены оставлять работу на долгие годы.

У родителей детей-инвалидов уже есть право на досрочное назначение пенсии по возрасту при пониженном 5-летнем страховом стаже. Однако выработать даже такой стаж им бывает проблематично. Случается так: в молодой семье появился ребенок. Супруги еще не работали или недавно трудоустроились, а у малыша с рождения или в раннем возрасте выявили тяжелое заболевание, установили 4-ю степень утраты здоровья. Когда ему исполнится восемнадцать лет, его признают инвалидом I группы. Маме приходится быть рядом с ним неотлучно. Поэтому 20 и более лет она не в состоянии работать. В итоге 5-летнего страхового стажа и права на трудовую пенсию у нее нет. И в старости ей назначат социальную пенсию.

Для таких родителей Указ № 171 меняет ситуацию: с 1 января 2021 г. вводится повышенный размер социальной пенсии – 130 процентов бюджета прожиточного минимума (БПМ) пенсионера. На сегодняшний день БПМ пенсионера составляет 187,22 руб., а 130 процентов БПМ - 243,4 руб. (вместо 123,4 руб. социальной пенсии). Фактически доход мамы будет оставаться на уровне, который она имела до назначения пенсии, получая пособие по уходу за инвалидом I группы (247 рублей). С другой стороны, такой размер социальной пенсии сопоставим с минимальным размером трудовой пенсии по возрасту (247 рублей), для получения которой требуется отработать с уплатой обязательных взносов в 2021 году уже не менее 18 лет.

Например, мама почти 30 лет ухаживает за своими детьми, которые являются инвалидами I группы с детства. У нее не получилось отработать даже 5 лет страхового стажа, и сегодня ей выплачивается социальная пенсия в размере 123 рублей. Указ № 171 позволит увеличить размер ее пенсии вдвое.

Для граждан с инвалидностью

Указом № 171 предусмотрено снижение страхового и общего стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту гражданам, которые являлись инвалидами 1 и (или) II группы.

Имея серьезные проблемы со здоровьем, отработать в 2021 году 18 лет, в 2022 году 19 лет, в 2023 году 20 лет не всегда возможно, как и заниматься другой засчитываемой в общий стаж деятельностью. Поэтому с 1 января 2021 г. гражданам, которые являлись инвалидами I  и (или) II группы не менее 10 лет, требуемый страховой стаж снижается на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности.

При нахождении на инвалидности 1 и (или) II группы:

11 лет – страховой стаж снижается на 5 лет 6 месяцев;

12 лет – страховой стаж снижается на 6 лет;

13 лет – страховой стаж снижается на 6 лет 6 месяцев;

14 лет – страховой стаж снижается на 7 лет;

15 лет – страховой стаж снижается на 7 лет 6 месяцев;

16 лет – страховой стаж снижается на 8 лет;

17 лет – страховой стаж снижается на 8 лет 6 месяцев;

18 лет – страховой стаж снижается на 9 лет;

19 лет – страховой стаж снижается на 9 лет 6 месяцев;

20 лет – страховой стаж снижается на 10 лет.

Если человек имел такую инвалидность 21 год и более, то для него требуемый страховой стаж должен составлять не менее 5 лет.

Одновременно для такой категории граждан снижается и требование к общему стажу: с 25 до 20 лет мужчинам и с 20 до 15 лет женщинам.

Новые правила о пониженном стаже будут действовать и в отношении граждан, у которых ко времени наступления пенсионного возраста группу инвалидности уже сняли. Необходимо, чтобы в предшествующий период нахождение на инвалидности I и (или) II группы продолжалось в общей сложности не менее 10 лет.

Например, мужчина 12 лет считался инвалидом II группы с трудовой рекомендацией «нетрудоспособен». С учетом развития медицины ему помогли поправить здоровье. Сейчас он инвалид III группы, работает. Однако накопить 20 - летний страховой стаж к 63 годам (к пенсионному возрасту) он не успевает. С учетом Указа № 171 страховой стаж для него понижается на 6 лет (по шесть месяцев за каждый год инвалидности).

Также на 5 лет снижен общий стаж инвалидам с детства I и  (или) II группы для назначения досрочной пенсии по возрасту (для мужчин – с 25 до 20 лет, для женщин – с 20 до 15 лет).

Что касается страхового стажа, то для инвалидов с детства он уже установлен на минимально возможном уровне – 5 лет.

По вопросу назначения трудовой пенсии по возрасту с учетом данной нормы либо перевода с получаемой пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту необходимо обратиться в установленном законодательством порядке (с заявлением и необходимыми документами) в органы по труду, занятости и социальной защите.

Для других категорий граждан

С 1 января 2021 г. вводится трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже. Она будет назначаться тем лицам, у которых есть страховой стаж 10 и более лет, но он меньше требуемого для получения права на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях при полном страховом стаже (это 18 лет в 2021 году). Размер такой пенсии будет выше социальной и зависеть от страхового стажа – от 73 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера за 10 лет до 100 процентов этого бюджета за 19 лет (дополнительно по 3

процента за каждый полный год).

Например, за 19 лет работы с уплатой взносов пенсия по возрасту при неполном страховом стаже увеличится в 1,5 раза по отношению к социальной пенсии. В то же время условие по возрасту назначения пенсии для данной категории граждан остается прежним. Как и социальная, пенсия по возрасту при неполном страховом стаже будет назначаться мужчинам не ранее 65 лет, а женщинам – 60 лет.

Пенсии, которые были назначены до вступления Указа № 171 будут пересматриваться. Однако нужно учитывать, что в пенсионных делах может и не быть всех необходимых документов, поскольку раньше они не требовались. Поэтому граждане должны будут сами заявить о своем праве на пересмотр пенсии, подать соответствующее заявление и документы.

Для семей

Супружеским парам, в которых оба супруга являются гражданами Республики Беларусь и возраст супруги не превышает 40 лет, предоставляется право на проведение одной бесплатной попытки экстракорпорального оплодотворения (за исключением ЭКО с использованием донорских половых клеток) при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний.

Порядок и условия бесплатного предоставления ЭКО, перечень государственных организаций здравоохранения, в которых проводится ЭКО за счет бюджетных средств, будут определены Советом Министров Республики Беларусь.

Для многодетных семей период предоставления государственной адресной социальной помощи (ГАСП) в виде ежемесячного социального пособия увеличивается с 6 до 12 месяцев. Кроме того, увеличивается критерий нуждаемости со 100 до 115 процентов бюджета прожиточного минимума (БПМ) в среднем на душу населения для назначения такого пособия.

Справочно:

В настоящее время малообеспеченным семьям и гражданам предоставляется ежемесячное социальное пособие на срок до 6 месяцев.

Размер пособия составляет положительную разность между критерием нуждаемости (100 процентов БПМ в среднем на душу населения) и среднедушевым доходом семьи (гражданина).

Сегодня размер БПМ в среднем на душу населения составляет 246,78 рублей.

Мера, касающаяся ГАСП многодетным семьям, вступает в силу с 1 сентября 2020 г.


_________________________________________________________________________________

ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОДХОДОВ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ДОСРОЧНОЙ ПЕНСИИ

17 января 2020 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь».

С 1 января 2009 г. в республике введена система профессионального пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда(Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. «О профессиональном пенсионном страховании»).

Справочно:

До 1 января 2009 г. право на досрочные пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) предоставлялось по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и их финансирование осуществлялось с общей пенсионной системы.

Эта система основана на принципе предварительного накопления средств на выплату профессиональных пенсий (общая пенсионная система в стране действует на принципе текущего финансирования (Закон Республики  Беларусь от 17 апреля 1992г. «О пенсионном обеспечении»).

Таким работникам назначается досрочная профессиональная пенсия до достижения общеустановленного пенсионного возраста.Размер досрочной пенсии исчисляется исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

Досрочная пенсия по нормам Закона «О профессиональном пенсионном страховании» назначается при отработке работником после             1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа.

С принятием Указа Президента Республики Беларусь от                       17 января 2020 г. № 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, выработавшим до 1 января 2009 г.(до введения профессионального пенсионного страхования)не менее половины требуемого полного льготного стажа, предоставляется право на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет)по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (по статьям 12, 13, 15 или по статьям 47-49, 49-2 соответственно).

Указанная пенсия назначается из средств общей пенсионной системы (подпункт 1.1. Указа).

Таким образом, лица, отработавшие до 1 января 2009 г. не менее половины требуемого льготного стажа, будут иметь право на назначение досрочной льготной пенсии в общей пенсионной системе взамен досрочной профессиональной пенсии в системе профессионального пенсионного страхования.

Норма, содержащаяся в подпункте 1.1 Указа, вступает в силу с               1 января 2020 г.

Указом в целях формирования более высоких размеров будущих профессиональных пенсий предусматривается повышение (более чем в два раза) тарифов взносов работодателей на профессиональное пенсионное страхование работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности (за исключением работников, занятых работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2).

Тарифы взносов увеличиваются с 1 января 2021 г.

Следует отметить, что ранее (с 1 октября 2013 г.) аналогичное право пенсионирования по Закону о пенсионном обеспечении было предоставлено работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам            № 1 и № 2(п.п. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от                          25 сентября 2013 г. № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»).

Работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2, тарифы взносов были также увеличены с 1 января 2014г.

Указ расширяет переходный период, но не приводит к приостановлению действия системы профессионального пенсионного страхования.

Так, работникам, занятым на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности, которые до 

 

К списку новостей

Интернет-ресурсы

Полезные ссылки