Законом Республики Беларусь от 6 января 2022 года №151-З «Об изменении законов по вопросам профилактики правонарушений» внесены изменения и изменения в ряд Законов Республики Беларусь в том числе и в Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» - далее Закон.
Изменениями определены основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе:
близкие родственники — родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (супруга);
действия психологического характера — воздействие на психику гражданина Республики Беларусь, иностранного гражданина и лица без гражданства (далее, если не определено иное, — гражданин) посредством угрозы, унижения чести и достоинства, совершения иных аморальных действий, которые объективно дают основания гражданину опасаться за свою безопасность или безопасность близких ему лиц;
действия сексуального характера — посягательство на половую свободу или половую неприкосновенность;
действия физического характера — причинение телесного повреждения, боли, мучений, нанесение побоев;
домашнее насилие — умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей), либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания;
пострадавший от домашнего насилия — гражданин, которому в результате совершения домашнего насилия причинены физические и (или) психические страдания;
правонарушение — противоправное виновное действие (бездействие), за совершение которого предусмотрена уголовная или административная ответственность;
Законом определены основные профилактические мероприятия по предупреждению домашнего насилия, которые возложены на местные исполнительные и распорядительные органы, органы внутренних дел, органы прокуратуры, органы по труду, занятости и социальной защите, учреждения социального обслуживания, органы управления здравоохранением, государственные организации здравоохранения, органы управления образованием, учреждения образования, которые выполняются в пределах своей компетенции.
Большие изменения уже в скором времени будут в части профилактического учета в органах внутренних дел.
Профилактический учет — наблюдение за поведением гражданина, в отношении которого принято решение об осуществлении профилактического учета, в целях предупреждения с его стороны подготовки или совершения правонарушений и оказания на него профилактического воздействия.
С вступлением в законную силу Закона профилактический учет в отношении граждан совершающих правонарушения в состоянии алкогольного опьянения осуществляется не будет, но это не означает, что данные граждане выпадут из поля зрения органов внутренних дел.
А вот профилактический учет в отношении семейных агрессоров ужесточится и будет осуществляется в отношении граждан:
совершившего домашнее насилие и в связи с этим привлеченного к административной ответственности за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания;
совершившего домашнее насилие и в отношении которого в связи с этим проводится проверка в соответствии с требованиями уголовно процессуального законодательства либо возбуждено уголовное дело о преступлении против жизни и здоровья, половой неприкосновенности или половой свободы либо личной свободы, чести и достоинства;
Прекращение осуществления профилактического учета прекращается по истечении одного года со дня выявления последнего факта домашнего насилия.
Кардинально поменяется институт применения защитного предписания.
Защитное предписание — установление гражданину, совершившему домашнее насилие, временных запретов на совершение определенных действий и обязанности для защиты жизни и здоровья пострадавшего от домашнего насилия.
Защитное предписание будет применяться к гражданину, совершившему домашнее насилие и в отношении которого в связи с этим: осуществляется подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении об умышленном причинении телесного повреждения и иных насильственных действиях либо о нарушении защитного предписания;
проводится проверка в соответствии с требованиями уголовно процессуального законодательства либо возбуждено уголовное дело о преступлении против жизни и здоровья, половой неприкосновенности или половой свободы либо личной свободы, чести и достоинства.
Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно применено, может быть запрещено:
предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину, совершившему домашнее насилие;
посещать места нахождения пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания;
общаться с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет;
распоряжаться общей совместной с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия собственностью.
Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно применено, может быть установлена обязанность временно покинуть общее с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия жилое помещение.
Защитное предписание применяется либо продлевается уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел с письменного согласия совершеннолетнего пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия с учетом оценки вероятности продолжения либо повторного совершения домашнего насилия, наступления тяжких либо особо тяжких последствий его совершения, в том числе смерти пострадавшего от домашнего насилия (далее — риск домашнего насилия).
При отсутствии письменного согласия совершеннолетнего пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) находится (находятся) в зависимости от гражданина, совершившего домашнее насилие, либо по иным причинам не способен (не способны) самостоятельно защитить свои права и законные интересы, и при высоком уровне риска домашнего насилия защитное предписание применяется руководителем органа внутренних дел или его заместителем по согласованию с соответствующим прокурором.
Защитное предписание вступает в силу с момента его объявления гражданину, в отношении которого оно применено.
Гражданину, в отношении которого применено защитное предписание с установлением обязанности, предоставляется возможность взять с собой только личные вещи. Указанный гражданин обязан сообщить должностному лицу органа внутренних дел о своем месте временного пребывания, передать ключи от общего с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия жилого помещения для передачи их пострадавшему (одному из пострадавших) от домашнего насилия.
Запреты и обязанность, устанавливаются на срок до пятнадцати суток с момента объявления защитного предписания гражданину, в отношении которого оно применено.
Решение руководителя органа внутренних дел или его заместителя о продлении защитного предписания на срок до тридцати суток согласовывается с соответствующим прокурором.
Контроль за соблюдением гражданином, в отношении которого применено защитное предписание, установленных запретов и обязанности, наблюдение за его поведением по месту временного пребывания обеспечиваются органом внутренних дел.
Многие из жителей нашего региона знают, что с 2015 по 2019 год на территории Кобринского района в рамках проекта международной технической помощи «Развитие национального потенциала Республики Беларусь в целях противодействия домашнему насилию в условиях достижения гендерного равенства», опробировался новый для страны метод работы с мужчинами-агрессорами. Алгоритм привлечения мужчин-агрессоров к добровольному участию в коррекционной программе для мужчин, а также результаты работы с мужчинами агрессорами получили положительную оценку и не спроста, коррекционная программа в настоящее время закреплена законодательно.
Коррекционная программа — комплекс мероприятий по оказанию психологической помощи гражданину, совершившему домашнее насилие, направленных на исправление (корректировку) поведения гражданина, формирование у него навыков ненасильственной коммуникации, предотвращение повторного совершения домашнего насилия.
Основанием для проведения коррекционной программы является рекомендация должностного лица субъекта профилактики правонарушений. Коррекционная программа проводится с согласия гражданина, совершившего домашнее насилие.
Проведение коррекционной программы обеспечивается в соответствии с законодательством в сфере оказания психологической помощи и осуществляется на безвозмездной основе.
Продолжится и работа с жертвами домашнего насилия, работа с которыми проводится квалифицированными психологи, только после подписания согласия о передаче информации о домашнем насилии.
Согласие о передаче информации о домашнем насилии — свободное, однозначное, информированное выражение воли пострадавшего от домашнего насилия о передаче информации о совершенном в отношении него домашнем насилии и иных его персональных данных, необходимых для защиты пострадавшего от домашнего насилия, оказания ему соответствующими субъектами профилактики правонарушений предусмотренных законодательством помощи и социальных услуг.
Наличие согласия о передаче информации о домашнем насилии либо непосредственное обращение пострадавшего от домашнего насилия к субъекту профилактики правонарушений являются основанием для защиты пострадавшего от домашнего насилия, оказания ему по инициативе соответствующего субъекта профилактики правонарушений помощи и социальных услуг.
Впервые данным Законом определены права пострадавших от домашнего насилия и иных правонарушений.
Пострадавшие от домашнего насилия, иных правонарушений вне зависимости от регистрации по месту жительства и дачи согласия о передаче информации о домашнем насилии вправе в соответствии с законодательством получить:
защиту и оперативное реагирование во всех случаях совершения в отношении них правонарушений;
полную и исчерпывающую информацию о видах оказываемой в пределах компетенции государственными органами и иными организациями помощи;
безвозмездно психологическую помощь, социальные услуги в форме срочного социального обслуживания, в том числе услуги временного приюта;
бесплатно медицинскую, юридическую помощь;
доступ к образованию, в том числе проживающих совместно с ними несовершеннолетних детей.
Защита пострадавшего от домашнего насилия, иных правонарушений, оказание ему помощи и социальных услуг не зависят от его готовности обратиться с заявлением о привлечении гражданина, совершившего домашнее насилие, либо иного лица, совершившего правонарушение, к уголовной или административной ответственности либо свидетельствовать в отношении них.
Права несовершеннолетних пострадавших от домашнего насилия, иных правонарушений защищаются с учетом интересов ребенка, его возраста, пола, состояния здоровья, интеллектуального и физического развития. Осуществление защиты прав и законных интересов несовершеннолетних возлагается на их родителей и других законных представителей, а в случае их отсутствия или совершения ими домашнего насилия в отношении несовершеннолетних — на иных родственников или органы опеки и попечительства».