Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

22 марта – День памяти жертв Хатыни

20/03/2024 11:53

 Вечно живы

В Беларуси 22 марта отдают дань памяти жертвам Хатыни, которая была сожжена фашистами в 1943 году. Вместе с Хатынью вспоминают и преклоняют головы перед другими ее сестрами, зверски уничтоженными немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. К сожалению, в черном списке есть и деревни Кобринщины.

Согласно данным Национального архива Республики Беларусь (2021 г.)  в Кобринском районе в 1942-1944 гг. были сожжены или частично уничтожены вместе с людьми д. Борисовка, д. Борки, д. Борщи, д. Зосимы, д. Каменка, д. Орел, д. Речица, д. Лука, д. Новоселки, д. Площины, д. Рудец Большой, д. Рудец Малый, д. Черевачицы, д. Повитье, д. Совпли и др.

Кровавым заревом пламени вошла в историю Кобринщины осень 1942 года. С сентября по октябрь 1942 года в Брестском, Кобринском, Малоритском районах каратели проводили операцию «Треугольник».

5 сентября каратели окружили деревню Речица. Жителей согнали в сарай и сожгли.

6 сентября 1942 года была уничтожена небольшая деревня Каменка.  Впоследствии на месте трагедии был установлен памятник «Скорбящая мать и воин с ребенком», а также плиты с выбитыми на них 180 фамилиями (мужчины, женщины, дети) - сожженными жертвами фашизма.

Через несколько недель гитлеровцы оставили страшный кровавый след в деревне Борисовка.  Трагедия, унесшая жизни 169 человек разного возраста, произошла 23 сентября 1942 года.

Из воспоминаний чудом оставшегося в живых жителя деревни Ипполита Пашковича:

«В тот страшный день я пошел в Дивин. Когда вернулся, в доме не нашел ни детей, ни жены. В метрах 300 от дома в яме я увидел их трупы. Там были и тела соседей. Я пошел искать кого-нибудь, чтобы помогли достать тела из ямы, нашел старого соседа. Я залез в яму, в которой было по пояс крови с водой и начал подавать наверх тела людей. Все на мне одеревенело. Я все делал механически. Не мог ни плакать, ни кричать. Своих детей и жену похоронил здесь же, во дворе возле дома, остальных похоронил в другой могиле».

Борисовка занесена на «Стену памяти» в Хатыни.

Всех, кто сегодня приезжает в Борисовку, встречает памятник Скорбящей матери - вечное напоминание о черном прошлом, которого нельзя допустить.

Навсегда исчезла из карты Кобринского района деревня Орел… Роковым стал для ее жителей день 22 декабря 1942 года.  Согнав в один из домов все мирное население, немцы забросали его гранатами, а потом подожгли. Тех, кто пытался выбраться из пылающего дома, они тут же расстреливали. В тот день заживо сгорело 27 человек, самому младшему из них было 4 года. Деревня так и не смогла возродиться из пепла.

Мария Хомук – одна из тех жителей Орла, кому удалось выжить. Об ужасах того страшного дня она знает из воспоминаний своей бабушки Степаниды: «С самого утра немцы устроили облаву в деревне. Ходили по дворам и сгоняли жителей в дом Ивана Хомука, который находился на окраине. Чтобы люди не спрятались, дворы поджигали. Деревня наполнялась дымом и криками. Охваченные паникой, люди пытались убежать. Мама схватила меня – мне тогда было всего 11 месяцев - и тоже бросилась бежать. Но автоматная очередь догнала ее. Она укрыла меня своим телом, чем и спасла от смерти. Рана от трагедии – я сразу в тот день осиротела – навсегда в моей душе, а след от простреленной руки и сейчас виден».

Массовые расстрелы и поджоги, начавшиеся в 1942 году, продолжались и в 1943 году. 4 октября 1943 года трагедия постигла деревню Новоселки. Здесь было расстреляно 67 мирных жителей.

Чуть позже от зверских действий фашистских оккупантов пострадали еще две деревни. В Борках расстреляли 18 человек, в Луке – 30. Деревни были сожжены.

В деревню с многовековой историей (впервые Черевачицы упоминаются в 1417 году) беда пришла 6 ноября 1943 года. В ночь с 6 на 7 ноября 1943 года в деревне Черевачицы были убиты 56 человек, сожжены все 18 домов и хозяйские строения. Уцелела только церковь…

Из воспоминаний очевидца трагедии жительницы деревни Лидии Мазур:

«Мне в то время было 8 лет, но ту ночь я вижу в своих глазах, как будто это случилось совсем недавно. Наша деревня расположена между речкой и железной дорогой. Партизаны часто устраивали диверсии. Взрыв на железной дороге был и в ту ночь. Накануне выпал первый снег, поэтому были видны следы, откуда пришли партизаны… Немцы жгли и стреляли все и всех подряд, кто им попадался на глаза. Люди не знали, что им делать. У нас семья была из 8 человек. Пять трупов вынесли с нашего дома, двое детей остались ранеными. На моих глазах убили мою старшую сестру, тетю. Маме выстрелили в затылок. Осколком от мамы я тоже была ранена. Сосед дядя Ваня спрятал меня за собой в угол. Немец убил дядю, а я спряталась за дверью, поэтому осталась жива».

Спасти человечество от ошибок прошлого и не допустить страшную трагедию может только память. Белорусы никогда не похоронят ее под обломками чужой идеологии.


 

К списку новостей
© КОБРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ, 2025.