Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее – Минприроды), исходя из положений статьи 37 Кодекса Республики Беларусь о недрах (далее – Кодекс), поясняет порядок перехода права пользования недрами при реорганизации юридического лица, которому ранее в установленном порядке местным исполнительным и распорядительным органом был предоставлен горный отвод.
Обращаем внимание, что при заполнении нового акта, удостоверяющего горный отвод, правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного юридического лица, в нем указывается срок пользования недрами, не превышающий срока пользования недрами, указанного, в ранее выданном акте, удостоверяющем горный отвод.
С учетом возникновения новых отношений, связанных с пользованием недрами, при передаче прав по ранее предоставленному горному отводу правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного юридического лица напоминаем о необходимости безусловного выполнения требований пункта 4 статьи 58 Кодекса.
Справочно: согласно пункту 4 статьи 58 Кодекса эксплуатация буровых скважин и иных сооружений в недрах, предназначенных для добычи пресных подземных вод для централизованной системы питьевого водоснабжения и минеральных подземных вод, осуществляется только при наличии утвержденных запасов подземных вод с соблюдением требований Кодекса и иных актов законодательства об охране и использовании недр, законодательства об охране окружающей среды, законодательства об охране ииспользовании вод. Эксплуатация буровых скважин и иных сооружений в недрах, предназначенных для добычи пресных подземных вод в иных целях, кроме централизованной системы питьевого водоснабжения, осуществляется без утверждения запасов пресных подземных вод при условии их добычи в объеме не более пяти кубических метров в сутки (за исключением добычи подземных вод из буровых скважин, предназначенных для добычи подземных вод на период строительства скважин на нефть и газ, параметрических скважин, предназначенных для прогнозирования возможности выявления полезных ископаемых в пределах недостаточно изученных участков недр).Брестский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды информирует, что с 27 марта 2022 года вступает в силу постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 19 января 2022 года № 6 «Об утверждении регламента административной процедуры о согласовании выполнения работ на поверхностных водных объектах».
Указанным постановлением утвержден Регламент административной процедуры «Согласование выполнения на поверхностных водных объектах работ, оказывающих вредное воздействие на состояние рыбных ресурсов, за исключением работ, выполняемых на основании проектной документации, подлежащей государственной экспертизе». Требование согласования таких работ установлено в пункте 2 статьи 27 Водного кодекса Республики Беларусь.Законом «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» от 31.12.2021 N 141-З (далее — Закон N 141-З) внесены изменения и дополнения, касающиеся порядка уплаты налогов в 2022 году.
Введение нового объекта обложения вызвано следующими обстоятельствами. При использовании внутрихозяйственных карьеров добыча (изъятие) таких общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ), как глина, песок, валунно-гравийно-песчаная смесь, осуществляется комплексно. Поэтому в добываемой массе полезных ископаемых сложно выделить наибольшее (преобладающее) содержание определенного ОПИ, чтобы применить ставку налога, установленную НК для преобладающего ОПИ.
В 2022 году в Брестской области на водных объектах организовано 102 места пользования поверхностными водными объектами для рекреации, спорта и туризма.
По каждому месту решениями горрайисполкомов ответственность по обеспечению содержания в надлежащем состоянии этих территорий возложена на конкретных юридических лиц.
Основными мероприятиями по обустройству мест явились устройство площадок для стоянки автотранспорта, оборудование общественных туалетов, контейнеров и урн для сбора мусора, а также установка малых архитектурных форм, предназначенных для отдыха населения (беседки, скамейки, грибки). Предусматривается и систематическая уборка территорий и вывоз отходов.
Также в каждом районе (городе) местными исполнительными и распорядительными органами определены места, где запрещено купание.
Районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды призывает, отдыхая на природе, у водных объектов, соблюдать несложные правила:
– отдыхайте в специально обустроенных местах;
– паркуйте машину в предназначенном для этого месте или не ближе 30 метров от береговой линии, мойка машин в границах водоохранных зон не допускается;
– не повреждайте живой напочвенный покров, например, протекторами шин;
– не разводите костры в запрещенных местах. Разводите костер по правилам, а лучше используйте мангал или жаровню;
– не рубите и не уничтожайте растительность;
– убирайте за собой мусор.
Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах или прибрежных полосах влечет административную ответственность и предусматривает наложение штрафа в размере до десяти базовых величин (статья 16.34 часть 2 Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в целях обеспечения соблюдения режима хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных полос, улучшения экологического состояния поверхностных водных объектов, формирования экологической культуры ежегодно с 1 мая по 31 августа проводится республиканский конкурс на лучшее обустройство и содержание мест пользования поверхностными водными объектами для рекреации, спорта и туризма. Для участия в конкурсе материалы в соответствии с постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.12.2005 № 68 предоставляются в Брестский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды до 15 июля.
Кобринская районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды обращает внимание граждан на появление на полях, пустырях, оврагах вдоль дорог потенциально опасного растения – борщевика Сосновского.
Борщевик Сосновского (лат. Heracleum sosnowskyi) — крупное травянистое растение, вид рода Борщевик семейства Зонтичные. Борщевик Сосновского представляет угрозу здоровью людей и вызывает экологические проблемы, так как из-за быстрого развития популяций вытесняет другие растения и сохраняет доминирующую позицию на захваченных территориях. Гигантские борщевики особенно густо разрастаются на заброшенных полях и других местах, обычных для рудеральных растений (пустоши, залежи, обочины дорог, берега водоемов, лесные поляны и т.п.). Растение обладает способностью вызывать сильные и долго не заживающие ожоги.
Несведущий человек, увидев большие зонтики-цветы может сорвать растение, при это сок растения может попасть на кожу. После контакта с растением, особенно в солнечные дни, на коже может появиться сильный ожог 1-й степени. При попадании сока на кожу её нужно промыть водой с мылом и исключить воздействие солнечных лучей не менее чем в течение 2 суток. Сок борщевика при попадании в глаза может привести к слепоте, а если соком борщевика поражено 80% или более поверхности тела человека, то это может привести к смерти. Известны случаи наступления слепоты у детей, игравших с трубчатым телом борщевика, используя его в качестве подзорной трубы.
Ни в коем случае не следует предпринимать каких-либо самостоятельных действий для его уничтожения. В случае получения ожога следует немедленно обратиться к врачу. При выявлении фактов произрастания борщевика Сосновского просьба информировать о местах его произрастания органы местного управления.
Кобринская районная инспекция надеется на экологическую культуру граждан и цивилизованный подход к природопользованию. Всех неравнодушных к проблемам родной природы граждан Кобринская районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды просит информировать органы местного управления.
Профилактика и недопущение выжигания сухой растительности является одним из направлений контроля работы природоохранных органов в весенне-летний пожароопасный период.
Практически 10-12% лесных пожаров возникает по причине распространения травяных палов в опасной близости от лесов и торфяников.
Выжигание сухой растительности приносит и негативные экологические последствия в виде уменьшения количества кислорода в атмосферном воздухе, ухудшения качества состояния лесов, обеднения почв и снижения их плодородия. Также влечет гибель кладок и мест гнездований различных птиц, небольших животных.
Ежегодно территориальные органы Минприроды совместно с работниками государственной лесной охраны и других ведомств проводят совместные рейдовые мероприятия по контролю за соблюдением землепользователями мер пожарной безопасности на своих территориях и недопущению выжигания сухой травы.
Проводится определенная информационная работа с населением. Организовываются выступления на противопожарную тематику, в случае выявления нарушений выдаются обязательные предписания на их устранение. Нарушители привлекаются к административной ответственности.
В соответствии со статьей Закона Республики Беларусь ”О растительном мире“ выжигание сухой растительности и ее остатков на корню запрещается. За незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов предусмотрена административная ответственность по статье 16.40 — незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов на земельных участках — влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Руководителям сельскохозяйственных организаций надо принимать меры по недопущению выжигания стерни и пожнивных остатков на полях. В случае возникновения сельхозпала, немедленно его ликвидировать.
Дорожным организациям необходимо усилить контроль за выжиганием сухой растительности в полосах отвода автомобильных и железных дорог, определить участки повышенной пожарной опасности в полосах отвода, где наиболее часто возникают палы. В случае возникновения палов незамедлительно обеспечивать проведение оперативных мероприятий по тушению пожара и предотвращению распространения очага возгорания.
Специалистами инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды будут продолжены рейдовые обследования территорий города и района по выявлению случаев выжигания сухой растительности, сельскохозяйственных палов и пожаров в лесах. При выявлении нарушений будут приниматься меры административного воздействия, устанавливаться ущерб окружающей среде, который составляет от 0,005 до 0,02 базовых величин за один квадратный метр в зависимости от категории и вида земель.
Справочно:
Статья 16.21 КоАП РБ Hарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках:
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двенадцати базовых величин.
влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.
Статья 16.41 КоАП РБ Разведение костров в запрещенных местах влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двенадцати базовых величин.