Профилактическая
медицина — это комплекс медико-социальных мероприятий, направленных на охрану и
укрепление здоровья населения, предупреждение возникновения заболеваний,
устранение факторов риска их возникновения.
Она
включает как медицинские мероприятия, так и создание благоприятных условий
труда и быта, отдыха и физического воспитания, организацию здорового и
полноценного питания различных групп, оздоровление окружающей среды, повышение
благосостояния и улучшение условий жизни населения.
Профилактическая
модель современного здравоохранения направлена на предупреждение развития
заболеваний детского и взрослого населения, увеличение продолжительности жизни
граждан, формирование установок к здоровому образу жизни и создание безопасных
условий окружающей среды.
Профилактическое
направление здравоохранения не может быть сведено лишь к отдельным медицинским
мерам, в том числе к осуществлению гигиенических мероприятий, проведению
вакцинации, соблюдению санитарного законодательства и другим.
Претворение
государством различных аспектов профилактического направления является одним из
факторов, влияющих на сознание людей, на внедрение в их повседневную
деятельность элементов здорового образа жизни. В связи с этим реализация
профилактического направления предполагает осуществление в комплексе
социально-экономических и медико-организационных действий. Профилактическое
направление, таким образом, всесторонне охватывает социальную сферу жизни
населения: создание благоприятных условий труда и быта, отдыха и физического
воспитания, организацию здорового и полноценного питания различных групп,
улучшение условий окружающей среды, повышение благосостояния и улучшение
условий жизни населения, что в свою очередь способствует гармоничному развитию
физических и духовных сил человека.
Концепция
профилактики начинала формироваться с понимания значимости предупреждения
появления болезней, предотвращения их тяжелого течения. Постепенно накапливался
опыт и формировался свод санитарных правил по безопасности питьевой воды,
пищевых продуктов, естественной и искусственной освещенности, по
микроклиматическим параметрам для жилых и общественных зданий, радиационной
безопасности, по соблюдению личной гигиены, следованию принципам,
предохраняющим от заразных болезней, гигиеническим рекомендациям по режиму дня,
регламентации сна и отдыха, приему пищи, проведению закаливающих процедур,
физической активности.
Научными
исследованиями были установлены взаимосвязь и единство организма и внешней
среды, показана роль социальных факторов в сохранении здоровья и предупреждении
болезней, что позволило сформулировать основные направления общественной
профилактики через оздоровление условий коллективной жизни
Социально-гигиенические
исследования дали возможность все факторы, оказывающие влияние на показатели
здоровья, систематизировать и распределить на четыре группы:
1)
социально-экономические условия и образ жизни;
2) условия внешней
среды;
3) биологические
факторы;
4) деятельность
служб системы здравоохранения.
Наибольшее
влияние на здоровье человека оказывает образ жизни (более 50% среди всех
факторов). Примерно 20–25% приходится на загрязнение окружающей среды, 15–20%
на биологические факторы и примерно 10–15% составляет деятельность органов и
учреждений здравоохранения.
Рычагом
для профилактики является воспитание гигиенических навыков и санитарное
просвещение, осуществление которого возлагается на медицинских работников
различного уровня. Сюда можно включить беседы у постели пациентов в
лечебно-профилактических учреждениях и в семьях, тематические лекции, наглядные
средства массовой информации, демонстрации специально подготовленных фильмов,
организацию тематических радио- и телепередач.
В основу
воспитания гигиенических навыков заложено конкретное воплощение различных
гигиенических, профилактических программ. Отечественное здравоохранение
обладает достаточными ресурсами для выполнения задач профилактической медицины.
Залогом сохранения жизни и здоровья граждан является профилактическая модель
современного здравоохранения, направленная на предупреждение развития
заболеваний в период от младенчества до пожилого и старческого возраста,
увеличение продолжительности жизни населения, формирование установок к
здоровому образу жизни и создание безопасных условий окружающей среды,
воспитания и обучения, профессиональной деятельности.