Кобринский районный исполнительный комитет

Кобринский районный исполнительный комитет
burger
Главная // Год исторической памяти

“Бацькаўшчына”. Таямніцы зямлі кобрынскай. Верхолесские

09/06/2022 09:53

На территории Новосёлковского сельского Совета расположено, кроме самих Новосёлок,  ещё 5 населённых пунктов, древнейшим из которых является Верхолесье.

Сердце деревни – церковь

Деревня известна с 1668 года как поселение в Полесском ключе Брестской экономии Великого Княжества Литовского. В 1682 году она числилась в Чернянском войтовстве того же ключа, насчитывала 24 волоки земли. Инвентаризация показала, что земли здесь низкого качества («злы грунт»), но трудолюбивые крестьянские руки научились возделывать и её.

Ходила легенда, что когда-то на месте деревни был большой пустырь и только далеко за горизонтом виднелись верхушки леса. Первые люди, решившие поселиться на пустыре,  и дали деревне название Верхолесье.

В летописи верхолесской Свято-Николаевской церкви есть запись, которая гласит: «После нескольких десятков лет существования верхолесской  Свято-Николаевской церкви – в 1746 году была построена церковь в деревне Ходыничи, а в 1748 году – в деревне Корчицы». Это могло    значить        только одно: церковь в Верхолесье была заложена до 1746 года. Точный период её появления установить невозможно, так как церковный архив сгорел во время пожара в 1881 году. В 1882-1888 годах на месте сгоревшей церкви на средства прихожан и правительства  был построен новый храм, который сегодня является главной достопримечательностью Верхолесья и памятником традиционного деревянного культового зодчества с элементами классицизма.

Согласно Гродненскому православному календарю, в 1899 Верхолесский приход насчитывал 2222 прихожанина из 13 селений, самые дальние из которых – Верхи, Задерново и Каташи – находились в 10 верстах от приходской церкви. Церковный причт составляли два человека: священник и псаломщик – с жалованьем в 486 рублей 8 копеек в год и процентами «с 37 рублей от отчуждения земли под Кобрино-Влодавское шоссе».

Художественный феномен края

Третий раздел Речи Посполитой, произошедший в октябре 1795 года, коснулся и жителей Верхолесья. Крестьяне, с нетерпением ждавшие земли от секвестрированных помещичьих имений, остались ни с чем. Вместе с землями они были переданы новым помещикам. В своде документов «Картины Генеральной прокуратуры о награжденных крестьянах и имениях в вечном и наследственном владении» зафиксирован факт передачи деревни Верхолесье с 182 жителями бывшему генерал-почт-директору королевской французской службы Дюку де Полиньяку.

После отмены крепостного права в 1861 году в деревне  было 24 двора, они образовали одну короткую улицу, в начале которой находился дом Ивана Мороза, в конце – дом Василия Ранды. Шли годы – вырастали дети, обзаводились семьями, получали от отцов наделы земли и строили свои дома по соседству, деревня разрасталась.

В 1874 году  в Верхолесье  работало верхолесское народное училище, где преподавал  священник Верхолесской Свято-Николаевской церкви Иосиф Корнатовский.  В 1878 году было построено первое здание школы. В 1889/1890 учебном году в ней  обучалось 45 мальчиков и 1 девочка, в 1892/1893 году - 42 мальчика. Девочки в Верхолесье рано приобщались к ведению домашнего хозяйства, перенимая от более опытных хозяек и мастериц азы домоводства и  рукоделия. А рукодельницами славился этот край.  И уникальная древняя технология подвойного ткачества, которой более тысячи лет, оказалась по силам местным ткачихам. Красные розы на темном фоне, тёмные розы – на красном, каждая сторона по-своему красива, и невозможно определить, где лицевая, а где изнаночная — так выглядят самотканые ковры жительницы Верхолесья Софьи Марчук, которые хранятся в Брестском областном краеведческом музее. Изделия двухосновного ткачества, датированные 1907-м годом, являются образцами древнейшего вида народного творчества, популярного в гродненской текстильной мануфактуре и получившего широкое распространение у мастериц в белорусско-польском приграничье.

Чужая сторона – мачеха

На начало 1914 года в деревне насчитывалось уже 70 домов, и семьи были большие, многодетные. Но уже через год деревня обезлюдела.  Осталось лишь 14 хозяйств, остальные жители в 1915 году были эвакуированы в восточные области России – в Калужскую и Тамбовскую губернии.

Эвакуация стала трагической страницей в жизни многих, кто отправился в беженство. Случались и трагедии: «Голодная толпа беженцев рвалась до котлов. Её сдерживали солдаты. Походные кухни светились и освещали, кажется, только одни глаза – выпуклые, стеклянные глаза людей, которые ничего не видели, кроме открытых котлов, от которых подымался пар.

— Пуска-а-ай! – отчаянно крикнул кто-то.

Толпа рванулась. Она оторвала мальчишку от Сполоха. Мальчик споткнулся и повалился под ноги сотен людей, которые рванулись до котлов. Он не успел даже крикнуть», – это одна из первых записей в дневнике будущего знаменитого писателя Константина Паустовского. Автор с 1914 года служил санитаром военно-санитарного поезда и стал свидетелем гибели в Кобрине потерявшегося ребёнка, которого накануне подобрал его сослуживец Сполох. И это лишь маленький фрагмент трагедии, разыгравшейся на нашей земле летом и осенью 1915 года.

В 1921 году беженцы стали возвращаться на родину, но их земли были уже в составе Польши.

В дни тяжёлых испытаний

В 30-е годы многие жители Верхолесья оказавшись невольными участниками аграрной реформы польских властей – были переселены на хутора  На деревенской улице осталось всего 12 домов. В доме Ивана Мороза был открыт первый частный магазин, где продавали соль, спички, табак, но зайти туда за покупками мог не каждый. Земли крестьянам достались песчаные, урожайность составляла  4-5 ц/га, и люди жили очень бедно.

Крестьяне не хотели мириться со своим положением и не раз вставали на путь борьбы за освобождение. Так, ещё в 1928 году появились те, кто примкнул к Коммунистической партии Западной Белоруссии. Это были первые члены КПЗБ Антон Коцюбко и Фёдор Кухта. Они приглашали на собрания местных жителей, занимались просветительской работой, читали переданную из Советского Союза литературу. Тайные встречи проходили в доме Василия Ющука. В сентябре 1939 года деревня была освобождена от польского влияния. В 1941 году началась Великая Отечественная война.

В годы немецко-фашистской оккупации деревня снова изменила свой облик: немцы переселили многих жителей с хуторов в деревню, чтобы предотвратить связь мирного населения с партизанами. Но жители Верхолесья не признали власть третьего рейха, многие поднялись на борьбу с врагом – воевали на фронте и в рядах народных мстителей.  Для увековечения памяти 58 земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, в центре деревни был установлен обелиск, в 1977 году на его месте возведён памятник — скульптурная композиция «Партизан и партизанка».

Возрождение

12 июля 1944 года начал работу Верхолесский сельский Совет. Его первым председателем был Антон Костюк, а само Верхолесье входило в состав Дивинского района. В 1946 году открыта библиотека, в которой насчитывалось около 500 книг. Их выдавала читателям библиотекарь Татьяна Свидерко.

В первую мирную осень возобновила свою работу школа. За парты сели ученики разных лет, часто в одном классе оказывались дети с разницей в возрасте в 3-4 года. Школьное здание, построенное для нужд церковно-приходской школы ещё в 1878 году, оказалось малым, и в мае 1948 года для расширения учебной площади школе был передан церковный дом. 1953-1954 учебный год верхолесские дети начинали в новом здании. При школе был открыт интернат, что давало возможность разместить детей-сирот и школьников из отдалённых деревень.  Современное здание школы распахнуло свои двери в 1965 году.

13 сентября 1949 года был организован колхоз им. Чкалова. В его состав вошли единоличные хозяйства деревень Верхолесье, Забава, Ольховка. Первым председателем колхоза был Иван Якимук, счетоводом  – Василий Якимук, бригадиром – Василий Ющук. Материальную базу хозяйства составило личное имущество крестьян:  лошади, плуги, бороны, семена. Предпочтение было отдано зерновому и картофельному направлениям земледелия. Дерново-подзолистые, песчаные и супесчаные почвы при правильной агротехнике обещали неплохие урожаи. Но из удобрений была доступна только органика, которая вывозилась на поля на телегах с впряжёнными в них лошадьми.  Лошадей же в достатке не было. Главной зерновой культурой была озимая рожь. Её урожайность составляла 6-7 ц/га.  Кроме озимой ржи на полях колхоза высевали ячмень, овёс, лён. Посадка и уборка осуществлялись вручную.  Но самоотверженный и бескорыстный труд послевоенного поколения жителей Верхолесья дал свои плоды. Через 3 года колхоз купил первую машину. На заседании правления было решено развивать общественное скотоводство, что обещало дать определённую прибыль. Первые «ласточки» коллективного животноводства – пять свиней и две коровы – были размещены в построенных на скорую руку шалашах. В течение года своими силами в колхозе построили животноводческую ферму, и поголовье стало расти. Вскоре занялись коневодством. И хотя это были не чистопородные рысаки, а обычные упряжные лошади, это стало отличительной особенностью Верхолесья на многие годы. Так, в начале 90-х окрестности деревни на несколько дней превратились в киностудию под открытым небом. Студия «Беларусьфильм» проводила здесь съёмки фильма по сюжету исторического романа «Витовт». Для сцен с участием наступавшей литовской конницы идеально подошла и местность, и лошади колхоза им. Чкалова, а в роли всадников в отдельных эпизодах снялись   молодые колхозники и два старшеклассника из Верхолесской школы, которые занимались в секции коневодства и освоили навыки верховой езды.

Край для отдыха и спорта

Постепенно в Верхолесье стали появляться новые объекты соцкультбыта. Так, в 1980 году был построен торговый центр. В 1985-м вступил в строй детский сад. С 1986 года началось в колхозе массовое строительство жилых домов для колхозников, а в колхозе были организованы подсобное производство по выпуску гвоздей и цех по производству жгутов от Брестского завода «Цветотрон».

Сегодня в  деревне есть средняя школа, Дом культуры, ФАП, библиотека, отделение связи, магазин, церковь. Их посещают открытые, готовые прийти на помощь люди. Так, заведующий Верхолесским Домом культуры Валентина Прокопук и культорганизатор Тамара Скребнева стали нашими гидами по верхолесским просторам в ходе подготовки публикации, помогли раскрыть некоторые загадки истории своей малой родины. Давним другом «районки» является и староста деревни Любовь Корольчук, которой движет искреннее желание быть нужной, стремление помочь односельчанам, ничего не требуя взамен.

Многие любители активного отдыха проводят время на берегу пруда Верхолесского – природного водоёма с кристально чистой водой и живописным ландшафтом. Это бывшее болото, которое было расчищено в 90-е годы. Многие озера имеют свойство мелеть, зарастать и становиться практически непригодными для купания, а пруд Верхолесский «живет» и радует отдыхающих своим плавным течением.

Гимном его чистым водам и уютным берегам звучат стихотворные  строки белорусского поэта Степана Нефидовича:

Люстрам возера свеціцца ў лесе,

Вабіць светлай красою здалёк.

Верхалессе маё, Верхалессе –

Мілы сэрцу прыгожы куток.

Ещё одна достопримечательность – учебно-спортивное учреждение «Детско-юношеская спортивная школа» первичной профсоюзной организации ОАО «Радонежское». Школа открылась в Верхолесье в 2005 году. С тех пор она неизменно притягивает к себе ребят, желающих освоить верховую езду, заняться футболом или провести летние каникулы в передвижном круглосуточном спортивно-оздоровительном лагере. В спортивной школе сейчас занимается 219 детей, с ними работают 9 тренеров. На данный момент есть три футбольные команды мальчиков, а также две команды девочек. В конюшне школы содержатся 25 лошадей упряжной породы.  Воспитанники школы – постоянные участники соревнований различных уровней, в том числе и республиканских. Приезжают сюда и те, кто путём иппотерапии стремится победить некоторые заболевания.






К списку новостей

Интернет-ресурсы

Полезные ссылки