Кобринский районный исполнительный комитет

Кобринский районный исполнительный комитет
burger
Главная // Год исторической памяти

Таямніцы зямлі кобрынскай

25/03/2022 12:39

Міністэрства інфармацыі сумесна з лаўрэатам прэміі Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь «За духоўнае адраджэнне» Уладзімірам Ліхадзедавым рэалізуе праект «Бацькаўшчына», прымеркаваны да Года гістарычнай памяці. Задача праекта – вывучыць, захаваць і папулярызаваць гістарычную спадчыну беларускага народа, што мае важнае значэнне для ўмацавання іміджу Беларусі – моцнай, суверэннай дзяржавы. Рэдакцыя газеты «Кобрынскі веснік» падтрымала праект цыклам матэрыялаў «Таямніцы зямлі кобрынскай» і прапануе чытачам даведацца пра нашу гістарычную спадчыну.

Дивин древний,  Дивин юный

Есть такие уголки земли, где невольно чувствуешь душевный подъём, некое единение с природой и желание воплотить эти яркие эмоции на бумаге или холсте. Дивинщина – один из таких уголков. С лёгкостью преодолев 33 км на юго-восток от Кобрина, попадаем в агрогородок у живописного озера Любань.

Дивное место

Сегодня многое в Дивине выглядит по-другому, даже не так, как прошлой весной. 555-летний юбилей со дня первого упоминания населённого пункта в Литовской летописи, который дивинчане отметили в августе прошлого года, дал новые краски фасадам и улицам. За последние десятилетия рядом с древними постройками появились современные здания. Что ни шаг – своя история.

Въезд в агрогородок венчает памятный знак, сообщающий о том, что первое письменное упоминание о Дивине датируется 1466 годом. Название населённого пункта, родственное слову «диво» – «чудо», здесь произносят как «Дывын», что делает топоним созвучным вопросу «дэ він?»  – «где он?». Где он, корень дивинской уникальности, и какие «дива дивные» хранит эта земля, узнаем, прогулявшись по агрогородку и его окрестностям.

В вихре исторических событий

Многое повидала дивинская земля. Как и другие белорусские территории, её не раз делали разменной монетой в политической борьбе разных времён. Но в каждый период у дивинчан хватало сил и мудрости сохранить свою идентичность.

В XV веке Дивин был центром Полесской волости, имел статус города. Был у Дивина и свой герб, который, к сожалению, утрачен. В 1642 году Дивин получил ограниченное магдебургское право от великого князя Владислава IV, тогда в населённом пункте было две церкви, костёл, две водяные мельницы, корчма.

В 1776 году магдебургское право Дивина было ликвидировано – город стал административным центром Дивинского ключа Брестской экономии. После вхождения бывшего центра Полесской волости и прилегающих территорий в состав Российской империи часть дивинских земель была подарена Екатериной II генерал-фельдмаршалу графу Румянцеву, который вскоре продал их своему управляющему Павлу Ягмину.

Под зелёным шатром

Видел Дивин и полководца Суворова. Из исторической справки ясно, что Суворов действительно находился здесь в разгар русско-польской войны: летом 1794 года по приказу главнокомандующего Румянцева он с небольшим отрядом выступил против корпуса польского генерала Сераковского. 3 сентября русские войска подошли к занятому передовым отрядом противника Дивину. В результате короткой стычки разбили и взяли в плен 200 польских кавалеристов.

По легенде, после победного боя полководец расположился на отдых под раскидистым дубом на обочине дороги. Отдыхал там недолго: новые силы противника сосредоточились на окраине Кобрина. Кстати, восстание было подавлено именно силами полководца,  за что Екатерина II пожаловала ему звание фельдмаршала и имение Кобринский ключ.

В 1968 году суворовский дуб получил статус памятника природы республиканского значения. Памятный знак сообщает, что именно здесь во время похода из Немирова к Кобрину и отдыхал Александр Суворов.

Сегодня не обделенное вниманием туристов дерево достигло уже более 31 метра в высоту и 1,5 метров в диаметре. И каждый раз на пути в агрогородок мы любуемся этим природным великаном.

Железный ХIХ век

При Румянцеве и Ягмине ещё действовал магистрат и дивинчане были относительно свободны, но новые владельцы – племянники Ягмина – считали их своими крепостными и требовали выполнения крестьянских повинностей. Чтобы защитить свои свободы, дивинские мещане в декабре 1817 года подали жалобу в сенат. А накануне, в августе того же года, произошли первые массовые волнения в Дивине. Причиной послужило изъятие помещиком 200 десятин мещанской земли и присоединение её к фольварку. Результатом вооружённых столкновений со всё увеличивающимся числом солдат стало лишение крестьян земли и закрепощение их в 1820 году.

В 1862 году в Дивине было открыто народное училище, давшее возможность дивинчанам получать образование. Правда, в крестьянских семьях дети с малых лет приобщались к труду: с ранней весны и до поздней осени пасли коров и овец, к учёбе приступали только после первого снега, часто напрочь забыв материал предыдущего года учёбы.

Ещё через 20 лет центр Дивинской волости насчитывал 159 дворов, 1644 жителя. В местечке размещались волостное правление, 3 православные церкви, синагога, школа, 5 магазинов, заезжий двор, 2 питейных дома, ветряная мельница. К 1897 году Дивин разросся до 873 дворов, насчитывал 3796 жителей, имел 3 храма, синагогу, еврейский молельный дом, лечебницу, почтовое отделение, маслобойню,15 магазинов, 14 мельниц.

По-дивински

Со временем в Дивине образовались четыре правильные улицы, которые начинались с крестообразного перекрёстка в центре местечка. Они были названы, по всей видимости, в зависимости от своего направления и названия соседних селений – Повитьевская, Ратненская, Брестская, Кобринская. Население Дивина: белорусы, украинцы и поляки – жило на всех четырех улицах вперемешку. Евреи же заселили центр, разместив свои дома на каждой из улиц начиная от перекрёстка на 300 метров вглубь. Одни имели свои частные лавочки, другие занимались кустарным ремеслом – среди них были хорошие портные, сапожники, кузнецы, столяры, печники и другие ремесленники. Все прочие крестьяне главным образом занимались земледелием, сеяли рожь (реже пшеницу), овёс, ячмень, просо, гречиху, бобовые культуры, из овощей – репу, лук, брюкву, морковь, капусту, картофель. Для изготовления одежды сеяли лён и коноплю, из домашней птицы разводили кур, гусей, уток.

В 1911 году в Дивине проживало 4347 жителей, в трёх классах народного училища под руководством 1 учителя азы грамоты постигали более 100 человек. В одном из церковных приходов была открыта школа грамотности для девочек. К слову, дивинские крестьяне всегда были людьми религиозными, имеющими глубокое уважение к церкви, её обрядам, праздникам, религиозной морали, потому и к святыням всегда относились с особым трепетом.

Под покровом веры православной

В Дивине сохранились 2 храма. Церковь Святой Параскевы – памятник деревянного зодчества с чертами барокко – строилась в 1740 году как униатский храм на месте церкви 1566 года. В 1831 году Полоцкий собор упразднил церковную унию. Церковь отреставрировали и в 1869 году передали православным. Обновлённый храм во всей красе предстал перед прихожанами, устремив вверх две  четырехугольные башни с гранеными главами. Такая же глава и над алтарем, который здесь, в отличие от других православных храмов, смотрит не на восток, откуда вместе с солнцем приходит свет и живительное тепло, а на запад.  Существует легенда, что сам Суворов после судьбоносного боя под Дивином отстоял благодарственный молебен в этой небольшой деревянной церкви.

Во время Первой мировой войны церковь пострадала от пожара, в 1917 году была восстановлена. В 1962 году храм был закрыт, здание использовалось как сельпо. Со временем стал разрушаться. В 1990 году, после регистрации религиозной общины, церковь была отремонтирована. До закрытия в храме хранились иконы, принадлежащие кисти польского иконописца XVIII века Томаша Михальского «Святой Ануфрий в пустыне» и «Вознесение». Сейчас эти образа находятся в музее древней белорусской культуры в Минске.

Второй дивинский православный храм – Свято-Пречистенская церковь – построен в 1902 году также из дерева, но уже в ретроспективно-русском стиле. Ходатайство о строительстве новой церкви было подано прихожанами ещё в 1879 году, но возведена она лишь в 1902-м. Вероятно, храм с таким названием существовал раньше, так как строительство Церкви Рождества Богородицы (Пречистенская), согласно церковному списку за 1936 год,  датировано 1580 годом. Её приписали к перестроенной в 1870 году из римско-католического костела Успенской церкви, но тот храм просуществовал недолго –  сгорел в начале ХХ века. Пречистенская же стоит, овеянная какой-то особой аурой. От нее так и исходит тепло, свет и умиротворение. Наверное, именно поэтому храм не затронула ни одна война, приходившая на территорию Беларуси с момента строительства святыни. Она даже ни разу не была ограблена и никогда не закрывалась.  В годы атеизма выстояла, возможно, благодаря позиции настоятеля, который, как говорили прихожане, «.. подчинялся партии. 1 Мая ли, 9 Мая, даже если воскресенье, он ходил к партийным. Делал батюшка так специально, чтоб те его не выгнали, чтоб служить мог...»

В 1927 и в 2007 годах в церкви был произведен капитальный ремонт. В разные годы церковь красили в различные цвета, сегодня ее можно видеть нежно-голубой.

Военные дули ветра

Находящийся в отдалении Дивин не обошла ни одна война.  В 1812 году мирная жизнь дивинчан была прервана нашествием Наполеона. Французская оккупация принесла с собой тяжесть огромных поборов на содержание армии и тыла захватчиков.

В 1915 году поселение было занято войсками кайзеровской Германии, с 1919 года – польскими войсками. В 1921 году Дивин стал центром гмины в составе Кобринского повета Полесского воеводства II Речи Посполитой.

В 1939-м году включён в состав БССР, с 15 января 1940 года стал центром Дивинского района Брестской области.

В 1940 году в Дивине насчитывалось 1009 дворов, 4187 жителей, работали почтовое отделение, 7-летняя школа (400 учеников), аптека, больница с амбулаторией, ветеринарный пункт, народный дом, 20 частных магазинов, хлебный и книжный магазины, 2 моторные мельницы, 3 хлебопекарни, бойня, ресторан, швейная и кузнечная артели, завод прохладительных напитков, маслозавод. В 2-х км от Дивина на бывшем участке польских осадников в марте 1940 года была организована машинно-тракторная станция. Дивинский район насчитывал 138 населённых пунктов, 11 сельсоветов, 26117 жителей.

В годы Великой Отечественной войны Дивин был оккупирован немцами 24 июня 1941 года, освобождён 21 июля 1944 года частями 61-й армии 1-го Белорусского фронта. За время оккупации захватчиками было уничтожено 2819 жителей Дивина. В 1949 году в центре села был установлен обелиск 74 советским войнам и 2 партизанам, погибшим в боях за село и похороненным здесь. Немцами было расстреляно 1450 жителей села, которые похоронены на территории завода металлических изделий (в 1951 году установлен обелиск).

Сотнями исчислялись жертвы в каждом из населённых пунктов Дивинского района. Болью в сердце дивинчан отозвалась трагедия деревни Борисовка, где 23 сентября 1942 года фашистские каратели расстреляли в лесу 206 её жителей, а саму деревню, насчитывавшую 225 дворов, сожгли. В 1978 году на могиле был установлен памятник – скульптура скорбящей матери.

Тернистый путь  к миру

Великая Отечественная закончилась для белорусов летом 1944-го. В начале июля освободили Минск, в двадцатых числах – Кобрин, в конце месяца –  Брест, последний оккупированный город. Однако первое послевоенное десятилетие трудно назвать мирным. В лесах и болотах то и дело случались ожесточенные стычки. Бойцы Украинской повстанческой армии (УПА) несколько лет сопротивлялись советской власти, скрываясь от облав и пытаясь втянуть Брестчину в гражданскую войну. Вряд ли будет преувеличением сказать, что на невидимом фронте шла настоящая война, победа в которой была неблизкой. Вплоть до середины 1950-х в районе орудовали  “бульбаши”. Всё это время сторонники УПА пытались привлечь жителей Дивина и окрестных деревень на свою сторону и терроризировали тех, кто хоть как-то был связан с Советами.

«23.II.45 г. бандой убит Гелемент Григорий и его жена Анастасия, сын Иван тяжело ранен. Бандиты в количестве 5 чел. скрылись.

16.III.45 г. бандой у жителя д. Дивин уведена корова. Преследованием корова найдена зарезанной. Бандиты ушли.

16.III.45 г. два бандита забрали у гр-на Петрик 8 кг сала и, избив последнего, ушли.

23.III.45 г. бандиты в количестве 10 чел. во главе с Ермаком на х. Утели избили прикладом Лазарчука Якова и, забрав одежду хозяина, ушли. В результате издевательства побита сильно голова, плечо, рука.

25.III.45 г. бандиты в количестве 10 чел. во главе с Ермаком под видом работников НКВД зашли в дом к Гордеюку Василию и, не застав последнего дома, начали производить обыск. Забрав две юбки, масло, яйца, табак и др. вещи, угрожали жене Гордеюка», – это лишь некоторые выдержки из официальных документов, свидетельствующих о злодеяниях украинских националистов.

В созидательном труде

Между тем трудолюбивые дивинчане занимались восстановлением разрушенного войной хозяйства. В 1945 году была отстроена машинно-тракторная станция, однако трактора появились не сразу. О надеждах и чаяниях дивинчане читали в издаваемой на станции газете «За большевистские колхозы», которая позже была переименована в «Сталинский путь». Затем начала издаваться районная газета «Ленинский призыв». В 1947 году началось строительство средней школы, возобновили работу районный клуб, библиотека, открылся новый магазин. На территории района действовало 11 читален. В 1949 году в селе создан колхоз «Заря», в 1950 году открыты ясли, началось строительство нового здания районной больницы. Численность населения приближается к 3,5 тыс. человек. С 8 августа 1959 года Дивин вошёл в состав Кобринского района.

Хранители обычаев

В рамках одной статьи невозможно рассказать о  быте, нравах, обычаях дивинчан. Дивных историй из жизни агрогородка хватило бы на многотомник. В этом убеждаемся, переступив порог  Дивинского центра культуры и досуга. Под одной крышей дружно уживаются Дом культуры, библиотека и Дом ремесел – то самое уникальное место, где бережно хранится история наших предков и то, что создано их руками. В музейной экспозиции – кухонная утварь, предметы домашнего обихода, одежда, которую носили в будни и праздники. Есть домотканая одежда: свитки, пояса, фартуки, платки и платы. Всё украшено вышивкой, по образцам которой можно изучать особенности дивинского строя в одежде. Спешат сюда взрослые и дети, которых привлекают техники рукоделия: вышивка, соломоплетение, изготовление кукол.

Костюм леликовской свахи, который украшает экспозицию учреждения, как элемент нематериального культурного наследия в 2018 году был внесён в Государственный список нематериального культурного наследия Республики Беларусь и известен во всей стране.

Живой язык природы

В полукилометре от агрогородка находится душа дивинского края –озеро Любань. Почти на 1,5 км в ширину и около 6 км в длину простирается чистейшая водная гладь. На берегу разместилось сразу несколько баз отдыха, а также детский оздоровительный лагерь «Волна-Любань».

На озере любят проводить время и рыбаки: здесь водится много рыбы. В прибрежных норах водятся раки – лучшее доказательство чистоты водоёма.

Озеро окружают красавицы-сосны, высокие и статные, смотреть на которые одно удовольствие, а отдыхать здесь – удовольствие вдвойне. Где еще можно насладиться настолько чистым воздухом? Невольно приходят на ум поэтические строки дивинской поэтессы Надежды Момлик:

Наш родны куточак, зямля дарагая,

Дзе ніва хвалюе ад краю да краю,

Дзе промень агністы сінь неба кранае,

Я лепшага краю на свеце не знаю.

Прасторы лясныя, лугі, пералескі,

Шапоча над Любанню гай,

Тут дзіўнае дзіва – тут гонар Палесся,

Цудоўны наш Дзівінскі край.



Таямніцы зямлі кобрынскай

К списку новостей

Интернет-ресурсы

Полезные ссылки