Кобринский районный исполнительный комитет

Кобринский районный исполнительный комитет
burger
Главная // Год исторической памяти

“Бацькаўшчына”. Таямніцы зямлі кобрынскай

01/04/2022 09:56

“Той, хто не помніць свайго мінулага, будзе вымушаны перажыць яго зноў”, – вучыць народная мудрасць. З асаблівымі пачуццямі ставімся мы да падзеяў, што адбываліся на нашай зямлі. Перадаць гэтыя звесткі нашчадкам  мае сабе за мэту гісторыка-культурны праект “Бацькаўшчына”, які рэалізуецца Міністэрствам інфармацыі сумесна з лаўрэатам Прэміі Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь “За духоўнае адраджэнне” Уладзімірам Ліхадзедавым. Цыкл матэрыялаў “Таямніцы зямлі кобрынскай” у межах гэтага праекта дае  магчымасць нашым чытачам даведацца аб таямніцах, якія захоўвае Кобрыншчына.

Всегда на страже

Во все времена наши предки предпочитали мир и покой на своей земле, но в минуты опасности  давали решительный отпор тем, кто посягал на неё. В великой истории Кобринщины есть много сведений о боевых действиях, происходивших на ее территории. Трагические страницы нашего прошлого – события Второй мировой войны.

Начало Второй мировой

1 сентября 1939 года Германия начала военные действия против Польского государства. Реакционное правительство буржуазно-помещичьей Польши сбежало за границу, бросив свой народ на произвол судьбы. Кобринщина, входившая в её состав, стала ареной боевых действий. Самолёты со свастикой всё чаще появлялись над городом, бомбы летели на мирные дома. В боях за Кобрин со стороны польской армии участвовал лишь 83-й пехотный полк, носивший имя Ромуальда Траугутта.

17 сентября 1939 года на южной окраине Кобрина состоялся один из последних боев жолнеров войска польского с гитлеровцами. В течение целого дня польская пехотная часть с попеременным успехом отбивала яростные атаки немцев между каналом Бона и Днепро-Бугом. Погибло несколько сотен солдат и офицеров польской армии, в состав которой входили мобилизованные незадолго до начала военных действий западные белорусы и украинцы. Часть павших была захоронена в окопах на месте гибели. Большинство свезены в братскую могилу на юго-западной окраине парка им. Суворова. Однако и поныне «не скажет ни камень, ни крест, где полегли» эти неведомые жертвы первых недель фашистской агрессии.

Спустя несколько дней со стороны Московского шоссе в Кобрин вошли краснозвездные танки – произошло воссоединение западных и восточных земель в составе БССР. Красная армия принесла на нашу территорию мир, отбросив, пусть и ненадолго, фашистов за Буг.

Начиная с осени 1939-го численность жителей города постоянно увеличивалась и обновлялась. Это случалось, в первую очередь, за счет польских беженцев, гонимых из своих поселений войной. Людская река потекла к нам и с востока: сюда шли специалисты и семьи военнослужащих, чтобы помочь строить новую жизнь. Но у Гитлера были на нас свои виды…

На перекрёстке военных дорог

Вторая мировая втянула в свою орбиту 62 государства с населением 1,7 млрд человек. Боевые действия развернулись в трёх частях света – в Европе, Африке и Азии. В огне войны сгорело 57 млн человеческих жизней, из которых почти половина пришлась на Советский Союз.

У каждого города и района – своя жуткая статистика. Так, по кобринским землям своим железным катком война прокатилась дважды: и в июне 1941-го, когда наши войска отступали, и летом 1944-го, когда Красная армия вела наступательные бои.

Фашистские бомбы обрушились на город уже в первые часы «блицкрига», на рассвете 22 июня. В бой вступил 123-й истребительный авиаполк, базировавшийся на Кобринском аэродроме. В течение первых 10 часов наши летчики сбили 30 фашистских самолетов. В неравной борьбе погиб командир полка Борис Сурин, проведший 4 боя и лично сбивший 3 самолета противника.

На земле под Кобрином двигавшегося со стороны Бреста противника «встретили» 28-й стрелковый корпус под командованием Василия Степановича Попова, 22-я танковая дивизия (командир генерал-майор Виктор Павлович Пуганов) и отряд подполковника Маневича. Около 10 часов утра 23 июня они укрепили оборону на линии Тевли - Андроново - Патрики и держались под мощным натиском 12-го армейского корпуса противника до 16 часов. Однако превосходство фашистов в авиации, артиллерии и танках оказалось решающим. Измотанные тяжёлыми боями советские войска вынуждены были отступить. Во время танкового сражения у д. Именин погиб генерал-майор Пуганов.

В мирное время вблизи мест, где проходил легендарный бой, потомками были установлены памятные знаки. Так, на доме №131 по ул. Советской в 1975 году в память о танкистах 22-й танковой дивизии под командованием генерал-майора В. П. Пуганова была установлена мемориальная доска. В 2004 году к 60-летию освобождения Кобринщины от немецко-фашистских захватчиков на месте первых танковых боев Великой Отечественной войны был разбит сквер им. Героев-танкистов и установлен танк Т-44.

Под гнётом фашистской свастики

Захватив город, фашисты разрушили и сожгли более 200 жилых домов, свыше 250 других построек, взорвали электростанцию, 3 мельницы, кожевенный завод, лесозавод и другие предприятия, разрушили железнодорожную станцию, 2 железнодорожных моста – через реку Мухавец и канал. Грабежи, насилия, истязания и убийства были возведены у гитлеровских солдат и офицеров в норму.

Буквально с первых дней город планомерно прочесывали группы солдат с буквами «GFP» на погонах, что означает «тайная полевая полиция». Они ездили по известным адресам, собранным немецкими агентами в довоенный период, – это были списки партийных и советских активистов, лиц, враждебно настроенных по отношению к фашистской идеологии.

В июле 1941 года частями гестапо на улицах нашего города были схвачены более 200 мирных граждан. Их вывезли за город в район имения Патрики и расстреляли.

Следующая крупная группа кобринчан была уничтожена в августе. На этот раз в здании школы №1 под видом регистрации собралось 180 больных и инвалидов. Их вывезли и расстреляли возле д Именин.

Также местом регулярных расстрелов гитлеровцы избрали склон шоссе у моста через Днепровско-Бугский канал – печально известный Откос. Сюда ежедневно приезжали крытые грузовики с задержанными. Людей со связанными проволокой руками ставили на колени у самого края откоса. Палач обходил строй и расстреливал несчастных в затылок из пистолета. Иногда осужденных прикладами сталкивали вниз по склону, стреляя в спину тем, кто пытался бежать. Сейчас на том месте возвышается памятник жертвам войны.

В тюремных казематах

В целях устрашения населения трупы расстрелянных на несколько дней оставляли непогребенными. Когда партизанское движение стало набирать силу, фашисты уже не решались проводить расстрелы у моста. Местом экзекуций стала кобринская тюрьма. Построенное ещё в 1821 году пенитенциарное заведение, изначально предназначалось для «мятежников» - активных участников различных бунтов и национально-освободительных движений. В польский период в Западной Белоруссии в 1921-1939 годах тюрьма стала местом пыток и казней руководителей и активистов Коммунистической партии Западной Белоруссии (КПЗБ) и Коммунистического союза молодёжи Западной Белоруссии (КСМЗБ) не только Кобринщины, но и других районов Брестчины.

Во время немецкой оккупации Кобрина в тюрьме содержались подпольщики, связные, мирные жители, которых новая власть подозревала в антифашистском движении.  До декабря 1943 года в кобринской тюрьме местные власти содержали 72 наиболее квалифицированных ремесленников-евреев разных специальностей. Временно жизнь им была сохранена для обслуживания оккупантов. Затем они были расстреляны.

«Ликвидировали» узников у расстрельной стены. Убитые падали в заранее выкопанную яму.  При отступлении немецких войск, чтобы скрыть следы преступления, на месте расстрела и засыпанной ямы немцы наспех соорудили огромную клумбу с цветами.  Эту клумбу впоследствии обнаружили бойцы 1-го Белорусского фронта.

Места нацистских преступлений

Осенью 1941 года Кобрин стал центром гебитскомиссариата, и военное ведомство сменилось гражданским. Новая власть разместилась в помещении сегодняшней школы №1. Для еврейского населения было создано гетто из двух отдельных частей. В гетто «А», ограниченном с запада улицей Суворова, с юга и востока - площадью Свободы, улицами Первомайской и Кирова вошли более «перспективные» (с точки зрения полезности рабов для Рейха) - профессионалы, квалифицированные рабочие и вообще наиболее физически крепкие люди. Границами гетто «Б» были западная сторона площади Свободы до моста, правые стороны улиц Советской и Спортивной. В отличие от основного гетто, здесь не было ограждения. Было ясно, что оно явно предназначено для первоочередной ликвидации. Расселение жителей было осуществлено в очень короткие сроки. Все неевреи были выселены с улиц гетто. Немцы общались с гетто через «юденрат» (еврейский совет), возглавляемый крупным купцом Ангеловичем. Жителей гетто доставляли на работу полицейские-евреи.

В таких условиях прошла зима 1941-1942 гг. Летом 1942 все жители гетто «Б» (более 1800 человек) были погружены в товарные вагоны, вывезены на железнодорожную станцию Бронная гора и там уничтожены.

Жители гетто «А» также были жестоко обмануты в своих ожиданиях. Их (более 4,5 тысяч человек) расстреляли поздней осенью 1942 года на южной окраине Кобрина, сбросив тела в предварительно выкопанные рвы.

В живых был оставлен только доктор Гольдберг, поскольку ему не было замены. Он достал несколько гранат и револьвер, когда за ним пришли, оказал сопротивление, бросая гранаты и отстреливаясь. Когда боеприпасы закончились, доктор застрелился.

Около 100 евреев сумели бежать из Кобринского гетто, многие из них вступили в партизанские отряды им. А.В. Суворова и К.Е. Ворошилова. Во время ликвидации гетто удалось также бежать группе детей, которые нашли приют в костёле Успения Пресвятой Девы Марии. Два ксендза Ян и Владислав укрывали и кормили 8 еврейских детей. На ксендзов донесли и вскоре они вместе с детьми были расстреляны возле стен храма.

Гитлеровцами в нашем районе было проведено 65 карательных экспедиций. 8 деревень Кобринского района: Борисовка, Новоселки, Лука, Каменка, Речица, Борки, Орел, Черевачицы – повторили судьбу Хатыни. За весь период оккупации общее число расстрелянных, замученных, сожженных заживо в Кобрине и районе составляет около 13 тыс. человек.

Сопротивление

С первых дней оккупации население Кобринщины поднялось на борьбу. Зверства гитлеровцев только усилили всенародное сопротивление. В районе Кобрина действовали партизанская бригада имени Чапаева, отряды Кирова, Котовского, Щорса, Шиша, диверсионная группа Суворова.

В городе функционировали подпольный антифашистский комитет, поддерживавший связь с партизанами в окрестных лесах, и группа сопротивления из числа жён военнослужащих, погибших при защите Брестской крепости. Эти группы пополнялись жителями окрестных деревень и красноармейцами, оставшимися в районе из-за ранений, что вылилось в мощное противостояние силам немецких оккупантов.

Город со всех сторон был окружен партизанскими формированиями. Оккупанты никогда не чувствовали себя полноценными хозяевами на кобринской земле. Видя в каждом жителе угрозу «немецкому порядку», они опускались до мести и террора.

Тяжкая участь выпала на долю площади Свободы в годы немецко-фашистской оккупации. В июле 1942 года здесь были повешены трое партизан, попавших ранеными в плен во время одной из карательных операций оккупантов.

31 декабря 1943 года на площади публичной казни подверглись семь кобринских подпольщиков. Здесь же 4 мая 1944 года, когда до освобождения Кобринщины советской армией оставалось менее трех месяцев, оккупанты казнили еще пятерых наших подпольщиков. Среди них были три женщины: Алиса Данилевская, Людмила Бихерт, Людмила Игнатюк. Вместе с ними были повешены Степан Климук и Павел Нагорный. Как ни старались оккупанты изощренными репрессиями подавить антифашистское подполье Кобринщины, это им не удалось. На смену погибшим приходили новые борцы.

К 60-летию Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на площади Свободы установлена мемориальная доска в память о 15 повешенных там подпольщиках и партизанах. Именем Алисы Данилевской названа одна из улиц Кобрина.

Освобождение

Освобождение пришло в Кобрин 20 июля 1944 года. В ходе операции под кодовым названием
«Багратион» войсками 1-го Белорусского фронта один за другим были отбиты у врага все населённые пункты. Красная армия вышла на государственную границу.

Недалеко от Кобрина в ходе подготовки операции по освобождению Бреста совершил свой последний подвиг Арсений Морозов. 19-летним юношей он начал войну жарким летом 1941, прошел славный боевой путь от рядового до заместителя эскадрильи, познал горечь отступления и радость побед. Совершил 271 боевой вылет, провел 33 воздушных боя, лично сбил 13 самолетов противника.

Тогда, 27 июля 1944 года, Морозов получил задание от штаба полка разведать места сосредоточения войск противника и возможные направления его отступления. Возвращаясь на аэродром, у одной из переправ по пути от Бреста к Кобрину он заметил скопление вражеских войск и техники. Круг за кругом он стал заходить над колонной и уничтожать технику противника. Пожар охватил колонну, и фашисты с остервенением обреченных открыли огонь из всех видов оружия. В последний момент Морозов был смертельно ранен, самолет подбили. Теряя последние силы, лётчик дотянул самолет до освобожденной территории и посадил подбитую машину. Когда подоспели товарищи, Морозов был уже мертв. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Героя похоронили в центре города, а сквер назвали его именем. В 1965 году в честь освобождения города от немецко-фашистских захватчиков установлена стела, в 1985-м на ее месте в ознаменование 40-летии Победы над фашистской Германией открыт памятник, на плитах которого высечены названия подразделений, освобождавших город.

В 1959 году останки А. И. Морозова были перенесены в сквер им. В.П. Пуганова. Там в братской могиле захоронено 174 воина и партизана, погибших при освобождении города. Два надгробия  на могилах защитников Кобрина – Виктора Пуганова и Арсения Морозова – символизируют начало и окончание войны для Кобринщины.

***

Время неумолимо. Сегодня мы не можем в полной мере прочувствовать ту боль, которую испытывали солдаты Победы, теряя своих друзей, родных и близких в жерле военного лихолетья. Но помнить об этом мы должны. Тем более, что объективная реальность постоянно высвечивает на экранах телевизоров страшное слово «война».






“Бацькаўшчына”. Таямніцы зямлі кобрынскай

К списку новостей

Интернет-ресурсы

Полезные ссылки