Кобринский районный исполнительный комитет

Кобринский районный исполнительный комитет
burger
Главная // Год исторической памяти

“Бацькаўшчына”. Таямніцы зямлі кобрынскай. Если бы камни могли говорить

22/09/2022 06:30

“Как каменный” – это сравнение используем, когда хотим подчеркнуть прочность, стойкость, несгибаемость. Деревня Каменка, находящаяся на территории Буховичского сельсовета, в 21 км от Кобрина, вполне соответствует своему названию.  Выстояла, выжила, словно птица феникс, возродилась из пепла и продолжает жить…

Тайны седой старины

Говорят, что деревню назвали так из-за большого количества камней и валунов, которые местные жители каждый год выкапывали из земли. Но никто точно не знает, сколько лет назад возникло селение. Археологические раскопки в этой местности пока не проводились. Первое же документальное упоминание о деревне обнаруживаем в «Ревизии Кобринской экономии», составленной в 1563 году королевским ревизором Дмитрием Сапегой. История деревни, именуемой как село Каменное, написана тёмными красками – невесёлой была её судьба.

Село Каменное в составе Кобринской экономии Трокского воеводства Великого Княжества Литовского имело 8 волок земли и 6 крестьянских хозяйств. Волока – единая стандартная мера земельной площади, равная 21,36 га. Крестьянские хозяйства получали в основном одну волоку на две семьи. Средний крестьянский надел составлял примерно 10,6 га. Лучшие земли отошли под панские фольварки. Крестьянам земля не принадлежала. Земельный надел им выделялся феодалом, за что крестьянская семья выполняла повинности, главной из которых являлась барщина (панщина) – отработка определенного количества дней в неделю на земле феодала и чинш – денежный налог.

В следующем документе по инвентаризации, датируемом 1597 годом, село, находящееся на территории Легатского войтовства Кобринской экономии, представлено как владение пани Крапивницкой. Составитель инвентарной записи отметил плохое качество земли в деревне. Ценность представлял  разве что лес, площадь которого составляла 57 волок.

После 3-го раздела Речи Посполитой (1795 год) деревня в составе Российской империи, насчитывает  2 двора и 14 жителей. По данным 1890 года село Каменка в составе Козищенского прихода Кобринского уезда Гродненской губернии вместе с урочищами Поддубье и Выдерка занимает 1161 десятину земли.

Тайны имени

Деревня разрасталась, численность населения росла. В 1897 году в селе было 79 дворов, 518 жителей. Имелись хлебный склад, кузница, 3 ветряные мельницы, винный магазин.

Почему деревню зовут Каменкой? Об этом существуют невероятные истории, уходящие корнями в подневольное прошлое. Их передают из поколения в поколение.

Однажды Бог решил осмотреть свои земли. Пролетая над небольшой деревней, он увидел, как барин избивает своих крестьян. Разгневался Боженька и бросил в дом хозяина огромный камень, от которого погибла вся семья душегуба. С тех пор и называют деревню Каменкой…

А вот еще одна легенда.  На том месте, где сейчас деревня, раньше лежал огромный камень. Когда началась буря, в камень ударила молния, и он рассыпался на множество мелких камешков. А село, которое было построено на этом месте, люди назвали Каменкой.

«Жил у нас когда-то один пан, – рассказывали молодёжи старожилы села. – И любил он, чтобы ему прислуживали красивые молодые девушки. Особенно выделял среди служанок одну – Катерину. Но её сердце принадлежало молодому красавцу Петру. Из панского дома нельзя было никуда отлучаться. Но влюблённая девушка тайными тропами бегала на свидания к своему суженому. Узнав об этом, пан страшно рассердился, и, когда Катеринка побежала к Петру, он спустил на неё голодных собак. Возле большого камня псы настигли беглянку и растерзали её. Из-под камня стал бить родник с  кристально чистой целебной водой. Рядом с ним поселились люди, назвав своё поселение Каменкой. Несколько столетий бил родник и привлекал к себе молодых девушек, которые перед свадьбой приходили сюда постирать рубашку жениха, чтобы любовь была долгой и крепкой. Но одна женщина позавидовала счастью молодоженов и искупала в роднике собаку. С тех пор поток исчез, как будто его и не было”.

Но и на этом не унималась фантазия жителей Каменки, и уже дети развлекали друг друга невероятными историями: «В давние времена  недалеко от нашего села жил страшный дракон. Он соорудил себе там берлогу из больших камней-валунов, которые собирал по всей округе. Время от времени хищник прилетал в деревню, чтобы собрать дань, и люди очень страдали от его жадности, в мыслях не раз посылали ему страшные проклятья. Однажды  дракон возвращался домой, держа в лапах огромный камень. Внезапно темная туча закрыла небо, грянул гром, молнии необычайной силы прорезали небо. От страха дракон выронил камень и улетел подальше от этого места, а  камень так и остался лежать на окраине села, которое называлось Каменка».

Каменные свидетели далёкого прошлого

Всё это, конечно, не более чем легенды, но камни в деревне действительно есть. И не просто камни, а каменный комплекс, внесённый в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь и находящийся под охраной государства.

Объект «Каменка 1» находится при въезде в деревню  с южной стороны, слева от дороги. Он представляет собой группу из 6 камней-валунов, сложенных вместе. 5 камней окружают в качестве опоры 6-й камень, центральный, имеющий наибольшие размеры. Поверхность всех камней необработанная, но гладкая, округлая. Центральный валун  – овальной формы  красно-бурого цвета, высотой около 120 см, шириной около 80 см, толщиной около 30 см – широкими плоскостями ориентирован на восток и запад. На поверхности камня просматриваются разнообразные рукотворные знаки в виде стрелок, волнистых линий, дуг, расшифровать которые без специальной подготовки невозможно. На плоскости камня с восточной стороны выделяется высеченный православный крест. Валун увенчан литым бетонным крестом, который был установлен на нем уже в наше время. Место расположения каменного комплекса огорожено деревянным заборчиком. В ограде рядом с камнями растет дерево – старая береза.

При въезде в Каменку с северной стороны справа от дороги  в районе дома №12 по улице Центральной в 2 метрах от дорожного полотна расположен каменный комплекс «Каменка 2».  Это группа из 3 гладких камней-валунов, сложенных вместе. В центре – у подножия – 2 камня меньших размеров. Большой камень обработан: имеет две прямоугольные плоскости и две треугольные, по внешнему облику напоминает невысокую стелу, обелиск. Его подошва тоже плоская и широкая, камень в вертикальном положении устойчив. Высота  гранитного изваяния – около 150 см, толщина в нижней части около 30 см, ширина – 45 см. Широкой плоскостью камень также ориентирован на восток. В верхней части с восточной стороны высечен православный крест. С обеих сторон от креста и под крестом на поверхности валуна хорошо просматриваются разнообразные старинные надписи: “Iuc хе” (Иисус Христос), “ника” (греч. – победа), воздвигнутъ Феодосиемъ Ивановичемъ Юцыковымъ 1848». По мнению сельчан, оба камня мог поставить проживавший  в деревне грамотный человек. Можно также предположить, что дата на камне указывает на связь с упразднением унии и утверждением на Кобринщине православия.

Дыхание грозы

Годы в составе Российской империи для Каменки стали годами расцвета. Начиная с 1795 года деревня разрасталась и по количеству населения за 100 лет увеличилась в 37 раз. Так, в  1905 году в деревне насчитывалось 516 жителей.  В  1921 году Каменка, как и другие территории Западной Белоруссии, оказывается в составе Польши, в Подолесской гмине Кобринского повета Полесского воеводства. На 56 хуторах проживают 329 жителей. В 1930-е годы для жителей Каменки польскими властями были открыты школа, читальня, театральный кружок, но ими крестьяне пользовались от случая к случаю: нужно было работать на земле.

После воссоединения Западной и Восточной Белоруссии и вступления в силу нового административного деления Каменка в составе Козищенского сельсовета Кобринского района. В 1940 году в селе насчитывалось 98 дворов и 517 жителей, работала начальная школа для крестьянских детей. Кажется, жизнь стала налаживаться. Но всё перечеркнула война.

В июне 1941 года Каменка была оккупирована фашистами. В сентябре 1942 года она была практически стёрта с лица земли. В тот сентябрь были обращены в пепел три деревни: Каменка, Речица, Борисовка, жители которых стали жертвами истребительной немецко-фашистской операции «Треугольник».

Дата смерти – 6 сентября

В Каменке уже давно нет прямых свидетелей тех страшных событий 80-летней давности. Их и было немного – тех, кто не сгорел тогда вместе с деревней, судьба которой сродни судьбе Хатыни.

Чудом выжившие очевидцы рассказывали, как утром 6 сентября фашистские оккупанты, собрав все население деревни якобы для решения вопроса о закупке молока, приговорили людей к мученической смерти.

В то воскресное утро Зиновий Шостак проснулся на рассвете: нужно было отправить младшего сына пасти коров. Помог загнать стадо на пастбище и уже возвращался домой, когда услышал гудение моторов. По дороге в сторону деревни Борщи мчался десяток крытых машин, другая колонна шла по козищенской дороге. «Видимо, на партизан облава, – подумал Зиновий, который знал, что партизанский отряд, обосновавшийся в Дахловском лесу, причинял оккупантам неудобства и это их очень злило. Жители Каменки без особого волнения смотрели на появившихся в деревне немцев. «Поищут партизан и уедут своей дорогой», – думали они.

Но фашисты оцепили деревню, выставили парные патрули и начали выгонять людей из домов. «На собрание гонят», – решили крестьяне. Один из старожилов, Пётр Максимук, успокаивал: «В Заужовье было такое: провели допрос и отпустили всех по домам».

«Чёрт их знает. Вдруг молодых в Германию погонят», – подумал Зиновий и сказал 15-летнему сыну Степану спрятаться на чердаке в снопах.  Сам же вместе с женой, младшим ребёнком и матерью отправился вслед за другими сельчанами в конец деревни. Там, на окраине, возле сарая Тихона Сацыка, под дулами пулемётов стояла толпа. В ней Зиновий разглядел своего сына Василия, которого отправил пасти коров.

– Сесть! – донеслась команда переводчика, и люди послушно сели. – Лечь лицом вниз!

Люди и эту команду послушно выполнили. Зиновий приподнялся, чтобы посмотреть, где Василий, и в тот же момент получил палкой по голове. Он   успел заметить, как фашист с засученными рукавами повёл пять человек в Тихонов сарай. Раздались выстрелы. Через минуту он вышел один.

– Люди, спасайтесь, кто может, бегите, кто куда! – крикнул Пётр Максимук и первым вскочил на ноги.

Это был сигнал, по которому люди бросились врассыпную. Зиновий вместе с несколькими сельчанами побежал в сторону хутора Лонгина Омельянюка. Через луг в направлении другого хутора бежала соседская девочка-подросток. Наперерез ей вылетела танкетка. Короткая очередь из пулемёта – и девочка, как подкошенная, упала на землю. Зиновий Шостак и пятеро его земляков добежали до хутора Омельянюков, и хозяева укрыли их. Но беглецы не находили себе места: гнетущее чувство страха за судьбы своих близких не давало покоя. Через несколько часов Зиновий отважился пробраться на свой хутор в надежде найти кого-нибудь из родных, но там никого не было. Подобравшись к деревне, увидел, как немцы пригнали людей с повозками из деревень Босяч и Берёза и приказали им грузить народное добро, а престарелых Игната Сацыка, Петра Максимука, Потапа Стасина – свозить трупы и складывать в Тихонов сарай. Их потом тоже расстреляли. Захватив всё, что только можно было забрать, фашисты подожгли сарай с убитыми людьми и опустевшую деревню. Тушить дома было некому, в живых остались только 18 человек – тех, кому удалось убежать из-под пуль. В их числе – Степан Шостак, который по совету отца спрятался в снопах на чердаке сарая, а когда деревню окутал дым, смог незамеченным добежать до леса.

Сыну Лонгина Омельянюка Ивану на момент трагедии было 12 лет. То страшное воскресенье он запомнил на всю жизнь и не раз рассказывал об этом детям и внукам: «5 сентября, в субботу, к нам на хутор из леса вы-
шли 2 немца. По определённым знакам мы поняли, что они пришли из Речицы. Немцы заставили моего отца везти их повозкой в Кобрин. Отец довёз их до деревни Стрии, там немцы пустили ракету, и вскоре из Кобрина за ними приехала танкетка.

Отец вернулся домой. Немецкий язык он не знал, но фраза «Речица – капут», которая звучала в речи немцев, была понятна без перевода. Что-то они говорили и о Каменке, но отец ничего не мог понять. И вот настало воскресное утро 6 сентября. Рано утром отец понёс сдавать молоко в деревню. Когда возвращался домой, то увидел, как несколько немецких машин мчались к деревне. Отец успел отойти от Каменки и не попал в оцепление. Пришел домой он очень взволнованный. Мы сидели в хате и боялись выходить. Потом отец с матерью все же вышли на улицу. Я выбежал за ними. Издалека доносились выстрелы. Я быстро залез на дерево и посмотрел в сторону деревни. Оттуда в небо поднимался чёрный столб дыма. Мы быстро вернулись в дом. Не знаю, сколько мы там просидели молча. Вдруг услышали топот. Отец открыл дверь и увидел шестерых человек, которые бежали к нашему дому. Они вбежали в сени и молча опустились на землю, они были в оцепенении. Я запомнил их  искажённые ужасом лица. Прошло некоторое время. Мужчины начали медленно подниматься. Среди них был недалекий наш сосед по хуторам Шостак Зиновий. Он-то и рассказал нам, что произошло в деревне».

Верушиха (так звали Евдокию Веруш в деревне) жила на хуторе возле Каменки. У нее был молодой муж Тимофей, маленький сын Степан, небольшой участок земли, хозяйство. Теплым сентябрьским утром Тимофей пошел в соседнюю деревню навестить брата. Вместе с ним поехала его сестра Елена, тринадцатилетняя девочка. Верушиха укачивала ребёнка, когда в дом вошёл полицай и приказал ей с младенцем идти в деревню. Евдокия с сыном подошла к деревне  и увидела цепь немецких солдат. Женщина догадалась, что затевается что-то недоброе, и решила спрятаться в борозде картофеля. Она упала в зелье, прикрыла собой ребёнка. Лежа в траве, Евдокия слышала выстрелы, приближающиеся шаги. В какой-то момент прямо над ней появилась фигура немца. От страха перехватило дыхание. Но фашист наступил Верушихе на руку и пошел дальше. Немного приподняв голову, Евдокия увидела, как каратели и полицаи загоняют односельчан во двор к Тихону Сацыку. Вскоре оттуда повалил густой дым. Горел не только амбар с его обитателями – горела вся деревня. Только с наступлением темноты Евдокия осмелилась подняться и ползком отправилась домой. К этому времени вернулся и Тимофей. Он с ужасом воспринял известие о страшной трагедии. Его родители и родственники погибли в огне.

Ольге Миронюк (Тышко)  на момент трагедии шёл пятый год, но из всех детских впечатлений это оказалось самым глубоким. Девочка, проживавшая на хуторе возле деревни Стрии, помнила, как отец, Василий Тышко, утром вернувшись из Каменки, куда ежедневно отвозил молоко (немцы обязали его сдавать), заметил, что в деревню наехало много немцев.

Он решил побриться, но не успел довести начатое до конца, как услышал доносившиеся с Каменки выстрелы. Бросив бритьё (одна щека так и осталась небритой) и схватив на руки Олю, он вместе с женой и тёщей Анастасией Ивановной Якимушко быстро выскочил из дома. Без оглядки они побежали по сжатому полю подальше от опасного места. Дух перевели только в Евсимовичах, где жила Олина крёстная. Там и переночевали. Домой возвращались только через два дня. О трагедии Каменки уже знали: страшная весть быстро разнеслась по окрестным деревням. В страхе подошли к тому месту, где стоял дом Олиного деда по отцовской линии. Гурий Тышко, его жена Евхимия, невестка Мария и внуки Степан (1935 г. р.) и Владимир (1931 г. р.) в момент расправы были дома. В деревню на собрание они не пошли, их фашисты расстреляли на месте, а дом подожгли. Дом Тышко, как и другие дома в деревне, сгорел дотла. На дымившемся пепелище стояла растерянная простоволосая Анастасия Якимушко и невидящими глазами смотрела впереди себя. Среди пепла чётко прорисовывались обгорелые кости родственников. Она собрала останки в наволочку. Среди углей нашла подгоревшее с одной стороны человеческое сердце, положила его туда же. Василий сделал из досок ящик, в который положили страшные находки. Их закопали под уцелевшей грушей, поставили деревянный крест.

Лишь на третий день в сожжённую деревню начали приходить люди: те, кому удалось спастись, и жители соседних деревень. Выкопали большую яму и стали сносить туда останки погибших и убитых. Похоронили, поставили большой деревянный крест, а Семён Шурба сделал 186 маленьких деревянных крестиков, их тоже поставили на могиле. Именно столько погибло односельчан в то страшное сентябрьское утро, в их числе – более 50 детей.

Память

После войны на месте сожжения жителей села был установлен памятник «Жертвам фашизма». Это был обелиск с красной звездой. Рядом с ним росло вишневое дерево. За памятником ухаживали пионеры и комсомольцы Козищенской средней школы.

В 1979 году на месте трагической гибели жителей села Каменка установлен новый памятник – «Скорбящая мать и воин с ребёнком». Возвышающаяся над мемориалом фигура плачущей женщины, закрывшей руками лицо, символизирует скорбь по всем погибшим, солдат-защитник, прижимающий к себе хрупкую девочку-подростка, олицетворяет надёжную защиту для всех людей. По обеим сторонам братской могилы установлены стелы с именами и фамилиями погибших в день страшной трагедии жителей деревни Каменка и воинов, погибших на фронтах Второй мировой войны.

Накануне празднования 60-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков жители села установили небольшой обелиск с крестом и иконой.

На месте, где  похоронена семья Тышко, в 1979 году поставили памятник и огородили могилу. Так грушевое дерево и памятник стоят одиноко посреди пшеничного поля как ещё одно напоминание живущим о страшных и трагических событиях 6 сентября 1942 года.

“Бацькаўшчына”. Таямніцы зямлі кобрынскай. Если бы камни могли говорить

К списку новостей

Интернет-ресурсы

Полезные ссылки