Кобринский районный исполнительный комитет

Кобринский районный исполнительный комитет
burger
Главная // Год исторической памяти // Память и боль белорусской земли

2022 – Год гістарычнай памяці. Нельзя забыть – во имя будущего

10/05/2022 11:42

Сколько на нашей многострадальной земле мемориалов, обелисков, памятников, и каждый из них -  свидетель человеческих трагедий…

Братская могила   г. Кобрин, ул. Первомайская (сквер                                                  им. В.П. Пуганова).

В братской могиле советских воинов в сквере им. В.П. Пуганова похоронены 174 воина, погибшие в годы Великой Отечественной войны. Установлено надгробие генерал-майору Виктору Павловичу Пуганову .

Из личных воспоминаний участника Великой Отечественной войны, бойца 212 стрелковой дивизии 369 полка Подзолко Александра Никитовича:

«Родился 19 апреля 1919 года в станице Петропавловская Курганинского района Краснодарского края.

Начал я войну 22 июня 1941 года в составе 87-го кавалерийского полка. Мы вели бои с превосходящими силами противника и отходили в направлении городов Гродно, Лида, Молодечно. В районе Баранович были отрезаны превосходящими силами противника от основных наших сил. Было принято решение продвигаться в район Кобрина-Дрогичина для воссоединения с силами Красной армии. Я в это время был политруком.

В районе деревни Городец попали под авианалет. Пройдя 400 метров по ржи, мы снова залегли, так как противник пулеметным огнем положил нас на землю. В районе Кобрина на берегу реки полк сдерживал превосходящие силы противника, а затем отошел на новый рубеж, понеся незначительные потери. Вскоре мы получили приказ командующего западным округом выйти из боя и передислоцироваться в район Пинска. Отступали с боями.

С 25 сентября по 3 ноября 1941 года наш полк действовал по тылам врага: мы разгромили 8 гарнизонов, уничтожили до 300 машин с боеприпасами и продовольствием, до 100 подвод.

В апреле 1944 года направлен в 212 стрелковую дивизию. 9 июля был назначен командиром 4 роты 2 батальона. 12 июля 1944 года 2 батальон в составе двух рот 4-й и 5-й начал форсирование реки Припять. Наша дивизия развивала наступление в обход города Пинска с юга с дальнейшим выходом на шоссе Пинск-Брест. 17 июля, наступая вдоль дороги, освободили город Дрогичин, а 19 июля Городец. В это время наш командир полка тов. В. Волощенко приказал разгрузить повозку от мин и продовольствия. На нее посадили 2 отделения солдат во главе с лейтенантом Пушкаревым. Группу усилили 2 ротными минометами. Задачей группы было двигаться ускоренно по дороге в направлении Кобрина.

К 17 часам группа Пушкарева достигла окраин Кобрина и завязала бой. К 19 часам я с ротой подошел к ним и вступил в бой. Через полчаса и остальные две роты второго батальона атаковали оборонявшихся немцев в Кобрине. К двум часам ночи противник был выбит из города. За освобождение Кобрина дивизия удостоилась ордена Красного Знамени, а полки почетного наименования «Кобринские».

Братская могила (обелиск) д. Гирск (в лесном массиве 3,0 км южнее деревни)

Здесь похоронены 32 партизана отдельно действовавшего отряда им. Г.И. Котовского, погибшие в 1942-1944 гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками. В 1965 году на могиле установлен обелиск.

Информация предоставлена выпускницей ГУО «Болотская базовая школа», Игнатюк Александрой Александровной, ныне - студентка 2 курса  исторического факультета Брестского государственного учреждения им.А.С.Пушкина.

Из воспоминаний жителя деревни Болота Кобринского района Игнатюка Якова Ивановича, 1934 г. р.

«… Когда началась война, мне было 7 лет. Кое-что сохранила моя память, многое мне рассказывали родители и односельчане.

Активно контактировать с местным населением немцы начали с 1942 года. В окрестностях деревни действовал партизанский отряд имени Котовского. Когда немцы проводили операции против партизан, местному населению приходилось прятаться в землянках, которые были вырыты специально на случай обстрелов. В одну из таких «бомбежек» нашей семье пришлось просидеть в землянке до утра. Немцы стреляли всю ночь и сожгли несколько строений. Мой брат вылез из землянки, но взрослые вовремя его потянули обратно. Поэтому брату посчастливилось: немецкая пуля пробила ему только полу в  пальто.

Немцы расстреливали мирных жителей только за то, что партизаны приходили в деревню за провизией, или семья контактировала с партизанами, или не соглашались помогать немецким оккупантам. Помнится, немцы вывели простую семью на расстрел к церкви. Люди перед смертью оделись во все белое и прощались друг с другом. А дети не понимали, куда их ведут, и что с ними будут делать. Еще одного мужчину вывели за деревню и расстреляли за то, что партизаны приходили к нему в дом за едой, а остальных его членов семьи расстреляли в деревне. Маленького ребенка, который был у мамы на руках, кинули на пол. От сильного удара ребенок умер. Вся семья была похоронена на собственном дворе.

В нашей деревне было несколько евреев. Но они были убиты немцами. Еврейку, которая пряталась в колодце, убили там же. Их похоронили в поле: немцы просто присыпали тела песком, не копали глубоких могил.

Надо сказать, что были немецкие захватчики, которые лояльно и с пониманием относились к местному населению. Когда немцы остановились во дворе моей матери, Игнатюк Агафии Кирилловны, они разбили маленький лагерь. Захватчики не заходили в дом и не трогали нас. Был случай, когда солдаты украли масло. Их командир, когда узнал об этом, заставил солдат вернуть нам масло и попросить прощения. К нам, детям, относились также хорошо. Даже угощали конфетами. Но и это не помогло сгладить чувство детского страха перед захватчиками».




К списку новостей

Интернет-ресурсы

Полезные ссылки