Кобринский районный исполнительный комитет

Кобринский районный исполнительный комитет
burger
Главная // Год исторической памяти // Память и боль белорусской земли

На карте города героев имена

20/02/2024 13:15

В честь легендарного комбрига

Продолжаем цикл публикаций, посвященных героям Великой Отечественной войны, именами которых названы улицы нашего города. Сегодня мы подготовили материал о Герое Советского Союза Константине Заслонове, организаторе и руководителе антифашистского подполья и партизанского движения на территории Витебской области в 1941-1942 годах, командире партизанского отряда и бригады, командующем всеми партизанскими силами Оршанской зоны.

Имя легендарного комбрига носят улицы в разных населенных пунктах, в том числе и в Кобрине. В нашем городе в честь Константина Заслонова названа улица, ведущая от ул. Пролетарской в сторону железнодорожного вокзала.

Константин Заслонов родился 7 января 1910 года в городе Осташков Тверской губернии в семье рабочего. Жизненный путь его, казалось, был предопределен: рабский труд и подневольное положение. Как только Косте исполнилось семь лет, его определили пасти скот у богатея. Осенью, когда работы не стало, он начал постигать науку жизни у сапожника. В октябре в России грянула революция. Константин пошел учиться в единую трудовую школу в городе Невель. Но больше цифр и букв его завораживала железная дорога с пропитанными смолой шпалами, звенящими рельсами и огромными паровозами, мчавшимися куда-то в неизвестную даль...

Когда пришла пора определяться с профессией, Константин выбрал работу в паровозном депо. Он вникал в каждую мелочь, скрупулезно постигал железнодорожную науку и вскоре стал одним из самых авторитетных специалистов. После окончания Великолукской железнодорожной профтехшколы он по комсомольскому призыву вместе с женой был направлен на Дальний Восток, где восстанавливал депо на станции Вяземская под Хабаровском. В 1935 году был назначен помощником начальника паровозного депо Новосибирска.

Заслонов оправдал надежды – путейцы быстро поняли, что молодой специалист всегда стоит на стороне справедливости, и часто обращались к нему за помощью. Он быстро схватывал все новое, не страшился риска, вполне оправдано то уважение, которое оказывали ему товарищи по работе, уже в этом возрасте уважительно называя Сергеичем. С мнением помощника начальника считались и опытные железнодорожники. Он внедрял новаторские методы движения составов. Заслонов сумел доказать: машинисты могут вести паровозы, даже если количество товарных вагонов удвоить и утроить.

Жили Заслоновы в Новосибирске очень скромно. Константин начал замечать, что из-за голода и холода стало ухудшаться здоровье жены, и в 1937 году он отправил её вместе с дочерью в Витебск. Уехать вместе с семьей ему было нельзя. Однако вскоре в Новосибирск пришло уведомление, что Заслонова срочно вызывают на учёбу в Ленинградский институт путей сообщения, и его отпустили учиться.  

…Новосибирские железнодорожники провожали своего «Сергеича» с тяжелым сердцем, потому что прикипели к нему всей душой. Но все понимали, что перспективному руководителю нужен профессиональный рост. А потому назначение Заслонова начальником депо станции Рославль восприняли как должное. Константин Сергеевич справился, и через два года его перебросили на более крупный железнодорожный узел – станцию Орша. Случилось это в 1939 году, тогда еще никто не знал, что именно эта станция сыграет в жизни молодого человека значительную роль.

Орша была крупным железнодорожным узлом, и с 23 июня 1941 года подвергалась ежедневным бомбежкам. Железнодорожники сутками не выходили из депо, днем и ночью ремонтировали паровозы. Руководил работами Константин Заслонов. В первые две недели войны более 150 паровозов резервного парка были подготовлены и поставлены под составы для нужд обороны.

2 июля был отдан приказ Ставки Верховного Главнокомандования о немедленной эвакуации оборудования Оршанского паровозного депо, а через десять дней с воинским эшелоном покинул Оршу и Константин Сергеевич. Добравшись до Москвы, Заслонов обратился в Наркомат путей сообщения с просьбой отправить его на оккупированную территорию для организации сопротивления фашистам.

В сентябре 1941 года в Москве Константин Сергеевич из 30 оршанских железнодорожников сформировал партизанский отряд, и 1 октября они начали продвижение по оккупированной территории. До родного города 15 ноября дошли всего пятеро. Разрушенные дома, виселицы, детские лица за колючей проволокой - такой увидел Оршу Заслонов. Чтобы устроиться на работу в Оршанское депо, Заслонову пришлось сыграть на том, что якобы не разделяет коммунистические взгляды большевиков и готов работать на благо Германии.  Немецкий руководитель депо после небольшой проверки поручил Константину Сергеевичу собрать всех, кто имеет отношение к железной дороге, и доверил ему формировать бригады по обслуживанию паровозов.

2 декабря 1941 года Константин Сергеевич приступил к работе. Используя старые связи и новые возможности, Заслонов создал и возглавил несколько подпольных диверсионных групп, которые вместе с другими подпольными группами Оршанского антифашистского подполья стали проводить подрывную деятельность на железной дороге, срывая график передвижения немецких военных эшелонов в направлении Москвы.

Для проведения диверсий Заслонов со своими боевыми товарищами наладил изготовление угольных мин:  подпольщики маскировали тротиловый заряд под крупный кусок угля, подкладывали взрывчатку в угольную кучу, а гитлеровский машинист, ничего не подозревая, вместе с углем  забрасывал ее в топку, когда эшелон двигался по перегону.

Помимо диверсий на коммуникациях врага, заслоновцы использовали в своих интересах и ночные бомбардировки железнодорожного узла. Немцы во время бомбардировок отсиживались в бункерах, в то время как отряд Заслонова мог свободно распоряжаться депо. После бомбежек тяжело было разобрать причины повреждений вражеской техники. Главное, что она была выведена из строя, а движение врага к линии фронта приостановлено. Так, за три месяца подпольщики-заслоновцы организовали около 100 крушений поездов, вывели из строя, уничтожили более 200 паровозов, тысячи вагонов и цистерн, свыше 200 автомашин и другой техники врага. Диверсиям способствовала и суровая зима – небывалые сорокаградусные морозы позволили подпольщикам блокировать всю систему обеспечения станции водой.

В феврале 1942 года стало ясно: гестапо мобилизовало все силы на поиски подпольщиков. Оставаться в Орше было смертельно опасно, и Заслонов с товарищами покинул город.  Партизанам удалось создать в лесах свою базу, и вскоре в районе деревни Логи начал действовать партизанский отряд, который называли отрядом «дяди Кости». К лету под командованием Константина Сергеевича находилось пять крупных отрядов, которые назвали партизанской бригадой. Она насчитывала порядка 250 бойцов и командиров.

Партизаны проводили рейды в районе Орши, Витебска и Смоленска. Они совершали диверсии на шоссейных, грунтовых и железных дорогах. Урон от «Бригады дяди Кости» был столь значителен, что немцы объявили за ее начальника награду.

Фашисты оценили голову комбрига в 50 тысяч рейхсмарок. Тому, кто сдаст командира живым или мертвым, обещали право переехать с семьей в Германию. Если же Заслонова выдаст крестьянин, ему в пожизненное владение оккупанты предлагали два крупных имения.  Но предателей на Витебщине не нашлось.

Константин Сергеевич продолжал руководить партизанами. Вскоре Центральный Комитет КП(б)Б принял решение - возложить на него командование всеми партизанскими силами Оршанской зоны. 5 ноября, сдав бригаду комиссару Людвигу Селицкому, Константин Заслонов приступил к новым обязанностям. 

Немецкое командование активно использовало против партизан части Русской национальной народной армии (РННА) – вооружённого военизированного формирования, созданного из числа военнопленных Красной армии. Одновременно руководство партизанского соединения и подпольный райком партии приняли решение организовать связь с командирами гарнизонов РННА, чтобы привлечь их на свою сторону. В результате некоторые бойцы и командиры РННА группами и в одиночку переходили к партизанам.

В начале ноября 1942 года партизанским силам в районе Орши поступил приказ срочно выходить за линию фронта для включения в состав Красной армии. Заслонов распорядился своим людям выдвигаться по направлению к линии фронта, а сам со штабом остался в деревне Куповать Алексиничского сельсовета Сенненского района Витебской области, где на  утро 14 ноября был намечен переход очередной группы солдат и офицеров РННА. Однако в ночь с 13 на 14 ноября в часть, в которой готовился уход в лес к партизанам, с внезапной проверкой прибыла немецкая инспекция. Зачинщики побега были расстреляны, а в деревню Куповать отправлены два батальона РННА под немецким командованием.

Чтобы не пропустить противника к своим, Заслонов решил принять бой, а затем отойти. В этом бою погибли несколько партизан, включая и самого Заслонова.

Поскольку даже за мёртвого Заслонова немецкая администрация обещала большое вознаграждение, местные жители деревни спрятали его тело и тайно похоронили. В 1947 году останки Константина Заслонова и его адъютанта Евгения Корженя были с почестями перезахоронены в привокзальном сквере города Орша.        

Указом Президиума Верховного Совета  СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза партизанам, особо отличившимся в партизанской борьбе против немецко-фашистских захватчиков» от 7 марта 1943 года за «за отвагу и геройство, проявленные в партизанской борьбе в тылу против немецко-фашистских захватчиков» Константин Заслонов был награжден посмертно.   

 

 


 

К списку новостей

Интернет-ресурсы

Полезные ссылки