С победой
вернулись с областного этапа республиканского
молодежного проекта «Сто идей для
Беларуси» учащиеся 11 класса ГУО «Средняя школа №1 г. Кобрина» Анастасия
Гольцман и Марина Ариванович вместе со своим руководителем – учителем химии
Инной Радчук. Своей работой «Исследование кислотно-основных свойств природных
индикаторов, полученных из красных лепестков герани и розы» они привлекли
внимание членов жюри и получили от них высокие отзывы. Вскоре команде предстоит
защищать проект на заключительном республиканском этапе, который пройдет в
Минске. А пока есть время, учащиеся поделились с корреспондентом, как возникла
идея работы над созданием индикаторов в домашних условиях и для чего это нужно.
- Школьные химические лаборатории постоянно нуждаются в реактивах, в
частности индикаторах, - рассказывает Настя. – Мы решили выяснить: можно ли в
качестве природных индикаторов с кислотно-основными свойствами использовать
доступные круглый год лепестки красного цвета герани и розы. В этом и
заключается актуальность темы, которую подсказала нам Инна Михайловна.
- Ребятам сложно самим определиться с темой. Идей всегда много, но
надо найти такую тему, которая бы имела актуальность, не была бы до конца
исследована. Девочки с удовольствием откликнулись и вовлеклись в процесс, -
вступает в разговор Инна Михайловна.
Чтобы достичь цели проекта, которая заключалась в исследовании
кислотно-основных свойств природных индикаторов, полученных из лепестков красного цвета герани и розы, учащиеся изучали и провели анализ имеющихся в истории
химии сведений относительно индикаторов, классифицировали их, изучили историю
открытия и способах получения природных индикаторов с кислотно-основными
свойствами, занимались приготовлением экстрактов вытяжки из цветов герани и
розы, изготавливали индикаторную бумагу из них и непосредственно проводили исследования для определения
кислотно-основных свойств растворов. Также они создали pН-шкалу, которую можно использовать для
определения pН-среды
средств бытовой химии и косметики.
- Как говорил известный физик-экспериментатор
и химик Майкл
Фарадей, ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как
химия. Мы тоже проводили эксперименты, -
замечает Марина. - Например, для приготовления отваров и экстрактов природных
индикаторов из вытяжки антоцианов красных лепестков цветов герани и розы, мы
взяли высушенные лепестки, залили их дистиллированной водой и довели до
кипения, при этом увидели окрашивание воды. Затем раствор охладили и
отфильтровали несколько раз через бумажный фильтр в чистую колбу. К полученному
раствору добавили спирт, чтобы предотвратить процесс закисания раствора и
образования плесени. Из свежих лепестков приготовили спиртовые экстракты, так
как они могут храниться длительное время. Полученными индикаторами пропитали
фильтрованную бумагу. Высушили ее в темном месте. Через 2 дня индикаторная
бумага была готова к использованию. Она удобнее в использовании, чем сам
экстракт природного индикатора, и, как видите, изготовить ее достаточно просто.
Действия изготовленной индикаторной бумаги были проверены также на
практической работе «Изучение реакции нейтрализации» в 8 классе.
Вместе с учителем девочки также приготовили, измерили и зафиксировали pН-метром значения pН-среды приготовленных
растворов. В приготовленные растворы опускали полоски индикаторной бумаги и
видели, как изменяется цвет в зависимости от pН-среды. По ним и сделали pН-шкалы индикаторов, которые можно использовать при определении pН-среды разных растворов.
Чем может заинтересовать проект простого человека? Имея под рукой
природные индикаторы, в домашних условиях мы можем проверить pН-среду бытовой химии, например, мыла или косметики, которыми
пользуемся, насколько безопасны они для
человека, не вызовут ли аллергической реакции.
- С Инной Михайловной на уроках химии всегда интересно. Почему бы не
попробовать свои силы в исследовательской работе? Оказалось очень увлекательно,
- заключают юные исследовательницы.